"День независимости России": День радости или скорби?
День России – громкое название, призванное, вероятно, подчеркнуть идею исторической преемственности нашей страны сквозь очень разную тысячелетнюю историю её народа. День, отражающий триумфальные вехи становления Отечества и несущий в себе национальную идею патриотизма, провозглашённую Владимиром Путиным. Скорее всего, такое событие должно символизировать в глазах народа сохранение системообразующих смыслов и ценностей, обеспечивающих социальное единство и гармонию.
Таков ли отмечаемый 12 июня "День независимости России"? Каким содержанием наполнен этот праздник? И, вообще говоря, есть ли что праздновать? Об этом – в материале Накануне.RU.
Национальный праздник сам по себе является очень важным явлением, поскольку он оказывает существенное влияние на формирование идеалов и ценностей, объединяющих людей в единую целостность. В основе любого праздника заложен социально-культурный код, на сохранение которых он ориентирован. Такой праздник исторически в силах определять то, с кем или с чем себя ассоциирует гражданин.
"С точки зрения культурологии и теории культуры, праздник – это фундаментальный элемент трансляции традиции, он предполагает некоторое важное и смыслообразующее для народа содержание. Что можно сказать о 12 июня? Этот "праздник" нас прямо относит к тому моменту, когда произошла, как я это называю, революционная социопатия (временное помутнение сознания здоровых людей в период экстремальной исторической ситуации – прим. Накануне.RU). И только единицы тогда отдавали себе отчёт, что нельзя маленькой России выходить из великой исторической России, которая имела форму СССР. У людей настолько промыты мозги обстановкой, сложившейся в последние 26 лет – приватизацией, разграблением, уничтожением, – что они до сих пор понять не могут, что это не праздник, а день печали и скорби", - рассказал в беседе с Накануне.RU доктор философских наук, профессор Станислав Некрасов.
Напомним, 12 июня 1990 года была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР, где прописывалось, что законы Российской Федерации выше законов Советского Союза, что в результате привело к "параду суверенитетов" на осколках СССР. Справедливо будет задать вопрос: а от чего Россия стала свободна в день своей "национальной независимости"? Можно допустить, что действующие элиты на Украине и в Прибалтике искренне возрадовались своему выходу из "тоталитарного совка". Что объясняется, впрочем, не только исторической спецификой этих областей, но в том числе и их новой фактической зависимостью от Западных "партнёров". Но оковы чего скинула Россия? Какой монстр окутывал державу до начала девяностых годов, что независимость от него теперь называется "Днём России"?
"У меня нет никаких сомнений, что такого рода праздник должен быть в календаре. Новая Россия – это очень молодое государство, наследующее славное прошлое и устремлённое в будущее. Однако у меня есть некоторый когнитивный диссонанс: я не очень осознаю, от кого мы независимы. Судя по всему, мы независимы от бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, гарантированного рабочего места, пенсий выше прожиточного минимума. Всё это было в Советском союзе, но сегодня мы от этого совершенно независимы", – отметил кандидат филологических наук, факультета журналистики УрФУ Валерий Амиров.
"Народ справедливо спрашивал: от кого же мы стали независимыми? От трети нашей территории? Или от половины населения? От 30 млн русских и 60 млн тех, кто признавал русский язык родным? От Крыма, Абхазии и Южной Осетии? От моей родины – Северного Казахстана и части Прибалтийских территорий, где русские составляли подавляющее большинство? От Киева – матери городов русских? От Новороссии, Приднестровья и всего, оставшегося вне Российской Федерации, Русского мира?", – сказал 8 июня на пленарном заседании Государственной думы депутат от фракции КПРФ Олег Смолин.
"Скинув балласт" подлинного социального и в то же время сильного государства, ряд современных "мыслителей" спешили заявить, что "Россия – совершенно новая страна", которая насчитывает несколько лет. Исходя из этого, якобы поучать надо её "тёмный народ" в духе модернизации по западному образцу, где есть проверенные временем институты демократии, прав человека, свободного рынка, капитализма, межличностных отношений и т. д. Активно этим занимается, например, построенный за 7 млрд бюджетных средств Ельцин-Центр, где, конечно, национальные российские праздники "чтут и лелеют". В "День независимости" там с самого утра запланированы "интерактивные занятия" для детей 11-15 лет, посвящённые первому президенту РФ Борису Ельцину, как примеру "ответственности лидера перед обществом".
Нет сомнений, Ельцин-Центру "День независимости России" пришёлся по вкусу. Настолько, что "успехи", знаменованные этой датой, там, похоже, готовы закрепить, путём образования на территории РФ новых независимых субъектов.
"Если в Екатеринбурге и дальше будет работать "Ельцин-центр", продолжая работу с подростками и детьми на уровне образов и картинок, то вскоре мы получим постмодернистское поколение, через 3-4 года – "подпрыгивающее" поколение, а затем – "Уральскую республику", которая выйдет из состава России", – отметил Станислав Некрасов.
Очевидно, что большинством общества, которое до сих пор болезненно переживает распад СССР и либеральные эксперименты 90-х, курс на дальнейшую автономизацию не разделяется. Ведь этот самый "День независимости" в итоге и привёл Россию к крупнейшей геополитической катастрофе.
Ельцинская революция является едва ли не самым наглядным примером пагубности госпереворотов, считает Олег Смолин. По его мнению, помимо геополитических лишений, катастрофа прослеживается в экономической, финансовой, технологической, социальной, духовно-нравственной и демографической областях.
Депутат от КПРФ решительно настроен разрешить вопрос "Дня России" на уровне политических элит и внести необходимые изменения в законодательство уже к следующему году.
"Мы понимаем: в этом году праздник пройдет, как это установлено законом. Но со следующего года предлагаем принципиально изменить не просто дату, но сам подход к Дню России как к одному из ее символов. А именно: вместо подхода политического предлагаем культурно-исторический", - отметил Смолин.
Так, группа депутатов Госдумы во главе с Геннадием Зюгановым внесла проект закона о переносе Дня России с 12 июня на 28 июля – День памяти князя Владимира и одновременно День Крещения Руси.
Инициатива коммунистов, считает Валерий Амиров, как минимум, очень дискуссионна.
"Любая привязка страны к какой-либо конкретной религии обижает часть общества, исповедующую другие религии. У меня в сердце привязка Дня России к религиозной дате будет вызывать ещё меньше восторга, чем сейчас. Я вижу в религии только хорошее, но привязывать день независимости к религиозному празднику – это нежизнеспособно. Какая может быть дата – надо всенародно подумать. У нас есть Чечня, Дагестан, Чувашия, Мордва, Удмуртия, Тыва – и у всех своё понимание России. Нужно найти общий знаменатель, коммунисты в своё время нашли... А мы эту общую точку пока не находим, поэтому и общего идеологического стержня нет", – подчеркнул эксперт.
Думается, что в преддверии подлинного Дня России всё же следует вспоминать не о "лихих девяностых", а об основаниях, лежащих в российской истории, и позволяющих ей по сей день сохранить самую большую территорию в мире.
"Я думаю, что мы последний год празднуем этот праздник 12 июня, потом, надеюсь, одумаемся. Хотелось бы, чтобы было принято решение о переносе праздника. Хорошую мысль выразил Эдуард Лимонов, предложивший перенести День России на 5 апреля (день разгрома рыцарей на Чудском озере в 1242 г. – прим. Накануне.RU)", – отметил Станислав Некрасов.
"День независимости России должен быть наполнен реальным содержанием. Это может быть победа в Куликовской битве, Бородинская битва, Ледовое побоище, дата изгнания Наполеона", – предположил Амиров.
"Неужели суверенитет нам только в 1990 г. дали народные депутаты России нажатием кнопок 12 июня? Не оскорбительно ли это для наших предков? Россия и Ельцин – не "близнецы-братья". Давно пора отделить одно от другого. Пора вернуть стране ее многовековую историю, - считает Смолин.
Что мы имеем в сухом остатке?
Безусловно, День России – праздник, который в условиях информационной агрессии необходим. Но его нынешние дата и содержание вызывают у многих вопросы и непонимание. Кроме того, совсем не факт, что приурочивание праздника к другому историческому событию непременно образует общественный консенсус.
Возможно, исторический взгляд, учитывающий интересы большинства, а также современную роль общенационального праздника в формировании ориентиров граждан, найдёт в тысячелетней истории страны тот день, который по праву можно было бы назвать Днём России.