Роскомнадзор на примере пермской методички разоблачил и признал вредными типичные "антисталинские" мифы и клише
Эксперты Роскомнадзора признали незаконными методы, изложенные в скандальном методическом пособии по изучению в школах Пермского края "истории сталинских репрессий". Аккредитованные надзорным ведомством педагог и психолог проанализировали методичку и выявили в ней нарушения закона об образовании, требований федерального государственного образовательного стандарта и информацию, вредную для психического развития детей, передает корреспондент Накануне.RU.
В прошлом году пособие для учителей 11-х классов по преподаванию "истории сталинских репрессий" за авторством представителей иностранного агента "Мемориала" – Андрея Суслова и Марии Черемных - было размещено на официальном сайте министерства образования Пермского края. Издатели не стали скрывать, что деньги на печать дал Европейский союз.
Эпоха правления Сталина в пособии характеризуется не иначе, как "террор", "преступный характер отправления власти", "тотальный обман народа" и так далее. Авторы приписывают генералиссимусу "миллионы жертв репрессий". После общественных протестов методичка исчезла с сайта краевого министерства образования. Примечательно, что она вернулась обратно после признания "Центра гражданского образования и прав человека" иностранным агентом.
Эксперты Роскомнадзора выявили в пособии элементы информации, запрещенной к распространению среди детей, а именно сведения, побуждающие к антиобщественным действиям, оправдывающие противоправные действия, отрицающие семейные ценности и воспитывающие неуважение к родителям.
По мнению специалистов, наделение граждан родной страны негативными характеристиками затрудняет процесс обретения идентичности подростка.
"Спутанная идентичность лишает человека психосоциального равновесия. Такой человек не может найти свое место в обществе, он страдает от чувства бесцельности и собственной бесполезности. В пособии транслируется взгляд на репрессии, как на уникальное в развитии человеческого общества явление, присущее именно российскому народу, и без обзора репрессивных практик в других странах, в том числе и демократических, что подводит учащихся к выводу, что это явление свойственно именно народу нашей страны, нашим предкам и что эту "патологию", по мнению авторов, народ хранит и по сей день. Носителями "патологии", по мнению авторов, являются дети советского народа - нынешние родители подростков", - пишет клинический психолог, аккредитованный эксперт Федеральной службы по надзору в сфере услуг связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Жанна Тачмамедова.
Постоянный акцент на "необходимость преодоления тоталитарных практик прошлого", по ее мнению, может привести к обратному результату. А повсеместное воспевание заслуг так называемых политических заключенных рождает в сознании подростков положительный образ осужденных.
"В пособии не проводится грань между политическими заключенными и гражданами, лишенными свободы вследствие совершения уголовных преступлений. В эмоциональной памяти детей закрепляется образ заключенного как положительного героя и тем самым легитимизируется и оправдывается антиобщественное и противоправное поведение. В той форме подачи материала, которая предлагается в пособии, сама практика лишения свободы может рассматриваться подростками как тоталитарная. Однако защита общества от нарушителей закона, наказание за преступления, являются одной из основных функций государства. Осуждение и отрицательное отношение к одной из основных функций государства приводит к формированию образа государства как тоталитарной машины", - отметила Тачмамедова.
Педагог, победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование", аккредитованный эксперт Федеральной службы по надзору в сфере услуг связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Ирина Мясникова обратила внимание на отсутствие списка литературы, необходимой для изучения описываемого исторического периода, что является нарушением закона об образовании.
Эксперты делают вывод, что в пособии приводятся недостоверные статистические данные, используются манипуляционные приемы, при помощи которых формируются недостоверная картина мира, направленная на ориентацию агрессивного отношения школьника к государству.