Может, проще вообще отменить? Кравцов и Ливанов пообещали убрать из ЕГЭ тестовую часть
В следующем году в едином государственном экзамене (ЕГЭ) по химии, физике и биологии не будет заданий с выбором ответа. И, возможно, появится устная часть в ЕГЭ по русскому языку. Очередные перемены в исстрадавшейся сфере образования анонсировали вчера глава Рособрнадзора Сергей Кравцов и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По мнению экспертов, реформаторские идеи чиновников, скорее всего, являются не более, чем видимостью перемен, передает корреспондент Накануне.RU.
"В этом году мы отказались от тестовой части ЕГЭ по четырем предметам, а, в целом, тестов не было уже по семи, в том числе, по русскому языку и математике. В следующем году мы продолжим эту практику", — заявил Кравцов. По его словам, в 2017 г. заданий с выбором ответов не будет на экзаменах по химии, физике и биологии. Таким образом, тестовая часть исчезнет из экзаменационных заданий практически по всем предметам.
"Мы уже начали разработку устной части по русскому языку. Этот вопрос требует обсуждения, необходима апробация данной технологии. Скорее всего, мы начнем с девятых классов", — объявил об еще одном нововведении будущего года Кравцов.
Ранее о намерении добавить в экзамены устную часть президенту рассказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. "Мы вводим устную часть. В этом году – в экзаменах по иностранным языкам, и поэтапно будем вводить в других экзаменах гуманитарного цикла", – рассказал министр на совещании с членами Правительства 7 июня.
Отказ от тестовой части – всего лишь видимость, считает активистка движения "За возрождение образования" Дарья Иванова.
"Про тестовую часть лучше всего пояснить на примере. Вот, в математике была тестовая часть. Вопрос и четыре варианта ответа на него. Вероятность угадывания - одна четвертая. Отменили тестовую часть: вопрос и клеточки для вписывания ответа. Причем, вписать можно только целое число или десятичную дробь. Для некоторых заданий это означает однозначность ответа, так как сразу "отметались" варианты с простыми дробями, иррациональными числами, выражениями, содержащими знаки логарифмов и тому подобное.
Или. Считается, что в базовом ЕГЭ по математике нет тестовой части. Тогда как назвать такое задание?" – недоумевает Иванова.
"Минобр "реагирует" на критику, связанную с тестовостью системы ЕГЭ, не меняя при этом сути и оставляя возможность манипулировать уровнем сложности ( а значит, и результатами ЕГЭ)", - добавила активистка в разговоре с Накануне.RU.
Стоит отметить, что задания части с выбором ответов сохранились и в ЕГЭ по русскому языку, истории и литературе. Они стали выглядеть иначе, но элемент "угадайки" сохранился.
ЕГЭ по истории
Введение устной части – тоже не сулит школьникам ничего хорошего, уверена Иванова.
"Введение устной части в ЕГЭ по русскому — это, скорее всего, введение "говорения". То есть прямого диалога с экзаменатором не будет. Будет запись на диктофон с последующей проверкой экспертами. Как в ЕГЭ по иностранному языку. Появление еще одного экзамена в и без того перегруженной егэшно-гиашной форме приведет к сокращению промежутков между экзаменами и ухудшению качества подготовки к ним", - добавила она.
ЕГЭ по русскому языку
Историк, автор "народного" учебника по истории России Евгений Спицын считает ЕГЭ элементом разрушения системы образования. По его мнению, такую форму итоговой аттестации нужно если не отменить, то хотя бы сделать необязательной.
"Все время носятся с этим ЕГЭ. ЕГЭ стал у нас заколдованным кругом: одни его ругают, другие за него заступаются, третьи его бесконечно реформируют, выхолащивают из него саму суть. Начнем с того, что ЕГЭ явочным порядком уже перестал быть единым экзаменом, потому что многие вузы в Москве и Санкт-Петербурге получили право так называемых дополнительных экзаменов. Это изначальный посыл того, ради чего вводился ЕГЭ. Второе – надо понять, что ЕГЭ – это один из элементов разрушения системы образования, и фокусируется общественное недовольство на содержании ЕГЭ вполне сознательно, чтобы увести людей от более глубинных и серьезных проблем, которые связаны с разрушением образования. Третье – можно сохранить ЕГЭ как одну из возможных вариантов сдачи госэкзаменов для поступления в вуз. Люди, которые продвигали ЕГЭ 10 лет назад – сторонники вариативного образования. Давайте тогда наряду с ЕГЭ сделаем альтернативную форму сдачу экзаменов. Таким образом, мы уберем нервотрепку, которая присутствует во всех школах, во всех педколлективах и у всех детей, когда им говорят чуть ли не с перехода в среднюю школу: "Попробуйте только не сдать ЕГЭ!" Мы раскрепостим детей и их родителей, которые получат альтернативу в виде вариантов сдачи экзаменов, мы освободим учителей и администрацию школ от психоза, потому что именно по результатам ЕГЭ оценивается работа каждого педагога и школы", - отметил Спицын в разговоре с Накануне.RU.
Важно и то, что государство тратит колоссальные средства на проведение ЕГЭ. Разработка контрольно-измерительных материалов, техническое оснащение аудиторий видеокамерами, металлоискателями и прочей аппаратурой делает единый госэкзамен дорогим "удовольствием".
"Вообще, эту "Контору Никанора", которую возглавляет товарищ Кравцов, надо ликвидировать, она ни к чему, там куча бездельников. Государство тратит колоссальные средства на проведение единого госэкзамена. Раньше на проведение экзаменов выпускных и вступительных государство вообще не тратилось, все проходило в рамках бюджетного финансирования, а сейчас тратятся миллиарды для того, чтобы провести экзаменационные испытания на территории всей страны. Привлекаются не только финансовые, материальные, но и людские ресурсы. Во всю эту свистопляску вовлечены сотни тысяч людей. Так что с введением альтернативного экзамена будет еще и гигантская экономия средств", - заключил эксперт.
С тем, что ЕГЭ отнимает немалые деньги из казны, согласен и член совета межрегионального профсоюза работников образования "Учитель", учитель русского языка Всеволод Луховицкий. Он считает, что эти средства можно было бы пустить на куда более нужные вещи.
"Что, у нашего государства сейчас много лишних миллиардов? У нас много денег на то, чтобы еще одну реформу затеять? А любое изменение на уровне страны – это трата миллиардов. Если некуда тратить деньги, то повысьте зарплаты учителям или постройте больше школ, сельских, например. Есть цели, на которые можно было бы направить средства. Но вместо этого принимают очередную реформу. Только привыкли… нельзя постоянно что-то менять, от этого выигрывают только те, кто меняет, потому что получают за это зарплату", - сказал Всеволод Луховицкий Накануне.RU.
Стоит отметить, что сделать ЕГЭ необязательным для поступления в вузы не раз предлагали депутаты Госдумы от КПРФ.