Крымский мост в ожидании рельсов. Строители начали прокладывать судоходную часть переправы
Строительство моста через Керченский пролив вошло в новую фазу – рабочие приступили к сооружению судоходной части крымского перехода. Несмотря на удорожание проекта и задержки в его финансировании Минтранс не пересматривает сроки сдачи его автомобильной части, а вот рельсы появятся на год позже обещанного – только в декабре 2019 г. На сегодняшний день строительство подходов к мосту не началось, передает корреспондент Накануне.RU.
Строители Крымского моста приступили к возведению самых мощных опор. Они поднимут судоходный арочный пролет над фарватером Керчь-Еникальского канала на высоту 35 м от зеркала воды. Принятый надводный габарит обеспечит беспрепятственный проход под мостом судов, курсирующих из Черного моря в Азовское и обратно, рассказали в ФКУ Упрдор "Тамань", курирующем строительство.
"Сразу после острова Тузла мост начинает постепенно набирать высоту, приближаясь к фарватерному участку, и здесь достигает максимальной высотной отметки мостового полотна – 35 м над уровнем воды. Еще 45 м вверх – высшая точка свода судоходного арочного пролета. То есть общая высота судоходной части моста – 80 м. Такая же высота у Троицкой башни Московского Кремля", - рассказал главный инженер Юрий Сафонов.
Судоходный пролет – ляжет на две массивные опоры, которые возводятся за границами фарватера и не затрагивают зону судоходства. Строительство этих опор ведется поэтапно и займет около 12 месяцев.
"Фактически под каждой опорой будет два больших "куста" из свай, объединенных ростверком. Такое решение позволит обеспечить устойчивость, надежность и безопасность опоры на участке со сложной геологией и высокой сейсмикой", - рассказал директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании "Стройгазмонтаж" Леонид Рыженькин.
Напомним, что помимо опасности землетрясений на участках примыкания моста к берегам могут происходить оползни. Крымский мост будет испытывать высокие штормовые нагрузки, а зимой пролив покрывается льдом, под движением которого сооружение должно выстоять, в том числе, за счет опор.
Создание фарватерных опор – один из самых масштабных этапов строительства Крымского моста. Для организации этой работы в акватории на глубинах более восьми метров создана вспомогательная инфраструктура – направляющие каркасы для свай и две технологические площадки для гусеничных кранов грузоподъемностью 350 т.
К подъемным кранам секции свай доставляются водным путем, на транспортной барже-площадке. Подготовка секций выполняется на острове Тузла, где развернуты стенды для укрупнения и перемещения конструкций к техническому причалу строителей. Технологическая линия позволила "замкнуть" производство фарватерных опор в периметре стройки и работать автономно, снижая нагрузку на улично-дорожную сеть и действующую паромную переправу.
Стройка в Керченском проливе не повлияла на интенсивность судоходства. Согласно данным Росморречфлота, количество судов, прошедших транзитом через Керчь-Еникальский канал, за первое полугодие 2016 г. выросло более чем в два раза - до 7872 проходов.
Крымский мост строится одновременно на восьми морских и сухопутных участках, на которых уже погружено почти 1800 свай разного типа, готово более 70 опор. Еще более 100 опор находятся в работе.
Как сообщало Накануне.RU, правительство России официально изменило срок начала временной эксплуатации железнодорожной части Керченского моста. Распоряжением кабмина он перенесен с декабря 2018 г. на декабрь 2019 г. К мосту планируется проложить рельсы со стороны Крыма, но строительство железнодорожных подходов не началось, так как необходимы поправки в ФЦП. Заказчик строительства – "Крымская железная дорога", стала подведомственной структурой Росжелдора, который не внесен в ФЦП.
В Минтрансе заявили, что внесение поправок в документы не повлияет на сроки строительства: "Строительство железнодорожных подходов будет синхронизировано со строительством железнодорожного моста. Их сдадут заблаговременно до открытия железнодорожного моста".
Отсрочка ввода железнодорожной части моста на год не приведет к резкому ухудшению экономики проекта, уверен аналитик Road research Кирилл Антонов. По его мнению, перенос может быть связан с объективными причинными – ростом стоимости переправы на фоне снижения доходов бюджета и реальными темпами строительства автомобильной части.
"График строительства не всегда соответствует тем темпам, которые можно развить на объекте. Отсюда – корректировки. Проезд по мосту будет бесплатным, и мы можем говорить о потере некой прибыли от туризма, так как поток отдыхающих с появлением железной дороги должен вырасти. Но, во-первых, с учетом продаж "единого билета" ж/д – автобус, туристам будет комфортно добираться до полуострова, во-вторых, в Крым поедут те россияне, которые привыкли путешествовать на личных авто. К тому же у властей региона появится дополнительное время для создания инфраструктуры для отдыхающих, чтобы к 2019 г. номерной фонд приличного уровня мог удовлетворить всплеск потока в Крым", - рассказала он Накануне.RU. Стоить добавить, что в отсутствии ж/д линий нельзя ждать полной загрузки крымских портов.
Это не типовой проект и определить точно его стоимость и длительность строительства, даже проведя все необходимые исследования и экспертизы, довольно непросто, считает вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
"При реализации таких масштабных проектов сроки исполнения и бюджет могут уточняться в процессе строительства, что мы сейчас и видим. Срок откладывается не на пару недель или месяцев, а на целый год. А это уже серьезная разница в расчетах. Такой значительный перенос можно объяснить опасением правительства не успеть профинансировать все части проекта. А темпы строительства напрямую зависят от своевременного финансирования", - отмечает эксперт, добавляя, что отсрочка может быть связана со сложностью проводимых работ.
Напомним, в июне стало известно о проблемах в финансировании стройки. Подрядная организация Аркадия Ротенбега "Стройгазмонтаж" с задержкой получала деньги на объект из-за бюрократических процедур. В Кремле тогда заявили, что все сложности будут урегулированы, а позднее инспекция Минтранса во главе с министром Максимом Соколовым подтвердила, что задержки финансирования не повлияли на темпы работ.
Протяженность крымского моста 19 км. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.