Отмена тестов, введение "говорения" и обеденного перерыва: Рособрнадзор рассмотрел предложения по совершенствованию ЕГЭ
Рособрнадзор рапортовал о рассмотрении предложений общественности по совершенствованию ЕГЭ. Более чем из 100 рекомендаций эксперты ведомства выбрали только три: об исключении из заданий тестовой части, введении устной части в ЕГЭ по русскому языку и другим предметам и организации получасового обеденного перерыва во время экзамена. Но эксперты убеждены: в вопросе улучшения итогового экзамена следует пойти дальше, передает корреспондент Накануне.RU.
"Рособрнадзор открыт для обсуждения темы совершенствования государственной итоговой аттестации с экспертным сообществом. В разные годы многие предложения по совершенствованию различных процедур ЕГЭ, присланные гражданами, вошли в нормативно-правовые документы, так или иначе регулирующие проведение ЕГЭ, и обеспечили его открытость и прозрачность", - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, пригласив россиян проголосовать за предложенные изменения на сайте ЕГЭ до 23 августа.
Обо всех нововведениях, которые появятся в следующем учебном году, глава ведомства пообещал сообщить до 1 сентября.
На данный момент свое мнение выразили почти 3 тыс. человек. Большинство высказалось за стабильность: "Ничего не надо менять, достаточно нововведений", что неудивительно, учитывая ежегодные стрессы выпускников от очередных новаций.
На втором месте оказалось ранее не звучавшее предложение о введении перерыва. А вот широко обсуждаемые отмена тестовой части и введение устной не нашли широкой поддержки.
Профессор Петрозаводского государственного университета Александр Иванов разочаровался в подходе Рособрнадзора к народному голосованию.
"Ранее было объявлено, что принимаются предложения по изменениям, эксперты отобрали "самые важные", и теперь как раз их и надо "поддержать или отвергнуть". Любопытно, что, сообщая эту новость, о самих предложениях глава Рособрнадзора Кравцов не сказал ничего. И это неслучайно: "голосовать" там нечего. Для нас этот сюжет интересен тем, что еще раз демонстрирует стиль "работы" чиновников от образования", - отметил профессор.
Он пояснил, что предложения об исключении тестовой части и введении устной за последние два года звучали от Ливанова и Кравцова неоднократно. "И вот теперь этот вопрос Минобр как бы предлагает решить вновь путем голосования. А ну как скажут "оставить" тестовую часть? Обратный процесс пойдет? Да не смешите... Ведь совершенно не важно, как проголосуют, важно, как голоса считают. А кто и как считает на этом официозном егэшном ресурсе — у нас вопросов нет. К тому же число проголосовавших ничтожно, и их выборка весьма специфическая. Но в итоге Кравцов намерен получить "народную поддержку" того, что и так собирается делать", - добавил Иванов.
Что касается идеи введения устной части, то профессор сомневается в осуществлении. "Любой настоящий устный экзамен — это диалог. А диалог — по определению — не ЕГЭ: в нем большую роль играет экзаменатор, "субъективный фактор". Что из себя может представлять "говорение" по русскому языку, толком пока неизвестно (и Кравцову в том числе). В этом и пикантность ситуации: массам предлагают оценить то, чего никто еще в глаза не видел. И здесь можно ждать запрограммированный отрицательный ответ. Удобно будет: народ как бы не поддержал, можно год повременить. А то ведь с этим "говорением" опять скандал выйдет", - отметил Иванов.
Идея с обедом понятна, но невыполнима из-за издержек режима проведения ЕГЭ, считает преподаватель. "Судя по всему, это бессмысленное третье предложение "эксперты" поставили на голосование только для того, чтобы сгладить очевидную нелепость первых двух. Справедливости ради надо отметить, что улучшить единый экзамен, абсолютно чуждый нашей образовательной традиции, можно только путем его поэтапной ликвидации", - заключил Иванов.
Отобранные Рособрнадзором предложения, напротив, показались правильными заместителю председателя комитета по образованию Госдумы Олегу Смолину.
"Я поддерживаю предложения, которые выбрали эксперты. Не знаю, правда, насчет перерыва на обед, может быть, лучше было бы кофе или чай предоставить ребятам прямо в аудиториях, потому что иначе я не знаю, с какими аппаратами их будут сопровождать на этот самый перерыв. Мне представляется, что это движение в правильном направлении, но я хотел бы напомнить, что недавно у Владимира Путина спросили, какой бы экзамен выбрал он – ЕГЭ или устный. Президент России ответил именно так, как ответил бы я – устный экзамен. Хочу напомнить, что Госдума многократно рассматривала наши предложения законодательно, а одно из них находится сейчас в думе, оно называется "проект закона об образовании для всех", где мы идем дальше и предлагаем дать каждому выпускнику право выбора между ЕГЭ и классическим экзаменом. Нам кажется, что ЕГЭ недопустим по литературе – мы предлагаем на выбор либо сочинение либо сдачу устно, поскольку попытка втиснуть литературу в разного рода тестоподобные задания убивает ее живую душу", - сообщил Смолин корреспонденту Накануне.RU.
В целом депутат поддерживает выбор Рособрнадзора, но подчеркивает, что ЕГЭ необходимо совершенствовать и дальше.
"Конечно, Рособрнадзор выбрал те предложения, которые уже обсуждались. Это позволяет увеличить шансы на то, что именно они будут реализованы. Поэтому то, что тестоподобные задания постепенно исключаются, это правильно, они формируют клиповое, несистемное, примитивное мышление. Правильно, что собираются вводить элементы устного экзамена по русскому языку и гуманитарным предметам. Как говорит мой начальник Вячеслав Никонов (председатель комитета Госдумы по образованию, - прим.), ЕГЭ не учит детей читать, писать и говорить, а если будет устная часть, то дети будут учиться говорить, а не только заполнять клеточки. Эти предложения будут улучшать ЕГЭ, но ЕГЭ нужно приговорить к высшей мере совершенствования", - добавил эксперт.
Отметим, что россияне предлагали целый перечень мер по совершенствованию ЕГЭ. В их числе – обеспечение "прозрачности" апелляции и экзаменационных заданий, увеличение промежутка между экзаменами, установление справедливой шкалы оценивания и даже – освобождение школы от ЕГЭ.