Тарифы на зонтики: Россиян хотят заставить летать без багажа и ручной клади
В Минтрансе обсуждается возможность отказаться от бесплатного провоза багажа в багажном отделении и максимально ограничить количество ручной клади. Основным лоббистом инициативы об отмене бесплатной нормы багажа считается "дочка" "Аэрофлота" – авиакомпания-дискаунтер "Победа". Компания уже отличилась разбирательствами с ФАС из-за недостоверной рекламы о низких тарифах и резонансным иском с требованием разделять детей и родителей в самолетах. Теперь "Победа" намерена добиться взимания платы даже за дамские сумки для всех воздушных перевозок, передает корреспондент Накануне.RU.
Предложение "Победы" в ближайшее время рассмотрит Минтранс, причем, мера должна коснуться не только бюджетных авиакомпаний, но и всех участников рынка. Список ручной клади, которую пассажир имеет право бесплатно провозить сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, определен в Общих правилах воздушных перевозок. Он включает такие позиции, как дамская сумочка или портфель, папка для бумаг, костюм в портпледе, портативная оргтехника, детская люлька, костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке инвалидов - всего 18 наименований.
Поскольку в этих правилах не указано, что именно считать рюкзаком, а что дамской сумочкой, внутренние правила лоукостеров не совпадают с общими воздушными правилами. Результатом стали многочисленные судебные разбирательства пассажиров с компанией "Победа". Пассажиры обратились с жалобами в Роспотребнадзор, сообщив, что их не пускают на борт даже с тем, что есть в списке разрешенных вещей. В июле Арбитражный суд Москвы отклонил иск "Победы" к Ространснадзору, о признании женских рюкзаков предметом, подлежащим оплате при перевозке в салоне самолета. Потому авиакомпании решили добиваться отмены бесплатного багажа и сокращения объема ручной клади. Против этой меры уже выступила авиакомпания S7, представители "Уральских авиалиний", входящих в пятерку крупнейших перевозчиков России, в разговоре с Накануне.RU подтвердили, что следят за ходом обсуждения, но обозначать свою позицию по этому вопросу не стали: "Мы не комментируем действия других лиц".
Логика авиакомпаний понятна, уже третий год подряд перевозчики терпят убытки, объясняют эксперты. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта по итогам первого квартала 2016 г. крупнейшие отечественные перевозчики понесли убытки в размере 24 млрд рублей. Потому отмена бесплатного багажа - неплохой способ подзаработать. Кроме того, это лишит пассажиров возможности схитрить – проносить вещи в ручной клади, чтобы не платить за перевес багажа будет бессмысленно.
"Если речь идет о том, что авиакомпании предлагают отдать на их усмотрение право самостоятельно определять бесплатную норму багажа, как это делается во всем мир, то инициатива верная. Потому что в других странах бесплатная норма багажа законодательно нигде не прописана – обычно это один из пунктов договора, который авиакомпания заключает с пассажиром. Когда вы покупаете умывальник, не закон определяет, сколько воды вам через него пропускать, так и здесь, на мой взгляд, было бы правильней позволить покупателю и продавцу самим разбираться", - рассказал Накануне.RU гендиректор консалтинговой компании InfoMost Борис Рыбак.
Но судя по всему, "Победа" намерена узаконить бесплатный провоз ручной клади весом до 5 кг для всех авиакомпаний. Президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов отметил, что введение такой нормы может отрицательно сказаться на туристическом бизнесе и на самом лоукостере.
"Нужно понимать, что турист – это человек, который едет с багажом, поскольку он едет отдыхать, поэтому у него всегда чемоданы. Если сейчас ему придется доплачивать за каждый килограмм, то в этом случае стоимость туров поднимется, и, конечно, это не очень хорошо для наших туристов. Все-таки мы надеемся, что наши коллеги авиаперевозчики не будут доходить до столь радикальных мер и оставят существующие нормативы. Остается надежда, что это не коснется чартерных программ перевозки. А что касается "Победы", мы просто тогда не будем летать этим перевозчиком", - объяснил он Накануне.RU.
Напомним, что дешевые билеты в "Победе" можно купить лишь при условии, что пассажир летит без багажа. В ином случае их стоимость близка к средней по рынку. Из-за рекламы низких тарифов ФАС уже возбуждала против "Победы" дело.
Отметим, что иностранные лоукостеры разрешают брать с собой ручную кладь, весом до 7 кг, некоторые даже предоставляют бесплатное багажное место.
Ксения Теплякова