Страховщики подключают к борьбе с автоюристами Шувалова. Единый агент не решил проблем на рынке ОСАГО
С начала августа в ряде регионов начал работать единый агент ОСАГО. Автовладельцам в проблемных с точки зрения доступности полисов территориях новая схема должна была облегчить заключение договоров "автогражданки". Российский союз автостраховщиков докладывает о сокращении очередей за ОСАГО, сообщества автомобилистов в регионах, напротив, рассказывают о новых проблемах из-за ужесточения наказания для компаний и агентов. Вместе с тем все больше субъектов претендуют на статус проблемных, география регионального кризиса ОСАГО расширяется, передает корреспондент Накануне.RU.
По информации РСА, за первые две недели работы единого агента было заключено 2,7 тыс. договоров ОСАГО. В качестве агентов выступают 16 компаний, они реализуют полисы 50 страховщиков (принципалов) в регионах действия. Продажи начались в Волгоградской, Мурманской, Ростовской, Ивановской, Челябинской областях, Краснодарском крае. К числу "проблемных" регионов по решению Центробанка присоединилась Башкирия, там продажи еще не стартовали. Союз автостраховщиков отмечал, что с убыточностью ОСАГО сталкиваются компании и в других регионах, поэтому перечень будет расширяться.
В РСА и Центробанк направлены заявления с просьбой "подключить" Курганскую область к работе агента. В Зауралье за семь месяцев у 6 тыс. 144 автомобилистов ГИБДД обнаружила отсутствие полисов, ряд водителей нарушают не по собственной воле – полис в регионе купить непросто.
Люди занимают очереди с самого утра, чтобы, отдав немалые деньги, получить заветный документ, рассказал зампред курганской облдумы Евгений Кафеев. Обращение в РСА и ЦБ было инициировано депутатами на "круглом столе" со страховщиками. Проблема обострялась с 2014 г., тогда появились очереди и полисы с допуслугами – страхованием имущества, жизни. Их можно было приобрести в любом месте, естественно, по более высокой цене.
"Страховщики тогда оправдывали свои действия тем, что ОСАГО приносит им значительные убытки. Тогда они добились повышения тарифов. Сейчас ситуация повторяется в точности", - отмечает депутат Олег Коташов.
Позиция страховых компаний – работать невыгодно, так как почти 40% выплат приходится на выплаты по судебным издержкам с автоюристами, которые наживаются таким образом. Депутаты получают обращения от избирателей о недоступности ОСАГО и видят выход в приходе единого агента.
В Краснодарском крае он уже работает, однако это привело к обратному эффекту – сложностей с получением полиса стало еще больше. За отказ продать полис или продажу полиса с допусловиями появился штраф как для брокера, так и для страховой компании. Для ИП он может достигать 50 тыс. руб., для юридического лица – 100-300 тыс. руб., рассказывают во Всероссийском обществе автовладельцев.
"В Краснодарском крае страховые компании по-прежнему ставят условие, что купить полис можно только с дополнительным страхованием. Они требуют своих брокеров заключать такие соглашения, но теперь они сами достаточно легко могут быть оштрафованы. Чтобы избежать этого, брокеры отказываются от продаж, тем более, что процент, который получает агент за продажу ОСАГО, микроскопический, точек становится меньше", - рассказал представитель ВОА Георгий Красавцев.
По его словам, со временем агентские продажи вкупе с другим обсуждаемым новшеством – натуральным возмещением ущерба по ОСАГО, должны снизить убыточность полисов и повлиять на их доступность. Но на первых порах ситуация не меняется.
В Волгоградской области, напротив, говорят об улучшениях – по данным ЦБ, с момента запуска системы продажи полисов выросли на 17%.
Полную оценку эффективности работы единого агента в страховом департаменте Южного управления Банка России планируют провести в сентябре.
В РСА уверены, что в стабилизации ситуации должны помогать региональные власти. Представители ГИБДД по-прежнему передают информацию о ДТП аварийным комиссарам, которые первыми приезжают на место и перекупают право требования выплаты у пострадавшего, а реклама услуг таких "автоюристов" свободно размещается на центральных улицах и в муниципальном транспорте.
"От руководства этих регионов мы, как РСА, получили только одно - требование увеличить продажи на территориях с убыточностью выше 100%. В настоящее время РСА анализирует и систематизирует полученные из проблемных регионов факты, союз планирует подготовить обращение на эту тему в правительство, первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Надеюсь, нас поддержат представители Банка России", - прокомментировал ситуацию руководитель РСА Игорь Юргенс.
Решение проблемы, которая касается автоюристов, упирается в один факт: нет ни одного случая, когда деньги были бы взысканы без решения суда, отвечают на это в ВОА.
"Страховая выплачивает деньги по решению суда, если есть претензии к судьям – страховщики могут обратиться в Верховный суд. Если страховая нарушила закон и суд ее наказал, вопрос, наверное, не к автоюристам, а к страховой компании. У тех, кто на протяжении многих лет не занижал выплаты по ОСАГО, нет проблем с автоюристами", - отмечает Красавцев.