Поддержку проекту "Последний звонок" оказали уже более двух тысяч россиян
В Москве состоялась презентация проекта "Последний звонок". Группа "энтузиастов", как называют себя его авторы, создает народный фильм, посвященный острейшим проблемам российского образования.
Инициаторы создания "Последнего звонка" - автор и ведущий программы "Агитация и пропаганда", документалист Константин Семин и историк Евгений Спицын - пока называют свое "детище" "скромным" проектом энтузиастов. Вместе с тем за относительно короткое время - менее двух месяцев - поддержку проекту оказали уже около 2,3 тыс. человек. На сегодняшний день на реализацию народного фильма неравнодушные направили более 1,8 млн рублей, передает корреспондент Накануне.RU.
Как отмечает Семин, мысль о том, что "необходимо артикулированно и громко высказаться по поводу образования", появилась еще несколько лет назад после профильных слушаний в Госдуме, инициированных думским комитетом по безопасности и противодействию коррупции. Тогда на государственный уровень было поднято обсуждение проблем в образовании, была дана публичная оценка "реформаторам" отрасли. Тогда же было определено, что развитие сферы - это вопрос национальной безопасности.
"На тот момент, когда мы озаботились этой проблемой, у нас было представление о том, что господин Ливанов (прим. - бывший министр образования и науки РФ) и структуры, которые находятся рядом с ним, несменяемы. Мы понимали, что поле зачищено тотально, что всю систему с реформированием образования определяют даже не Ливанов, не Фурсенко, а когорта представителей Высшей школы экономики, Федерального института развития образования, "Эврики", - подчеркнул, в свою очередь, соавтор проекта Евгений Спицын.
Конкретные очертания идея работы над фильмом обрела в начале лета 2016 г. "Было ясно, что все, что мы будем говорить, вызовет реакцию отторжения у сильных мира сего. Рассчитывать на теплые отношения с людьми, отвечающими за образование, быструю реакцию с их стороны не приходилось. Мы решили, что можем позвать на помощь только родителей, учителей - нашу аудиторию", - рассказал Семин.
На данном этапе сформировался творческий коллектив из тех, кто откликнулся на призыв инициаторов "Последнего звонка". "Мы позвали помощников, начали сбор средств, пожертвований, зарегистрировали проект на имя некоммерческого фонда. За относительно короткое время - два месяца - нас поддержали около 2,5 тысяч человек. Это довольно много. Нам не важно, каким образом нас поддерживают - распространением информации в сети о проекте или финансово. Главное, что за нашими спинами есть несколько тысяч солидарных человек, которые разделяют наш критический подход", - отметил журналист.
За несколько недель агитационный ролик, презентующий проект, набрал в сети около 157 тыс. просмотров.
География откликов довольно широкая, отмечают организаторы. "С мест приходит множество "болезненных" комментариев", - говорит Семин, добавляя, что "Последний звонок" - это не местечковая затея, "ограниченная" пределами Садового кольца.
При этом ситуацию в сфере образования нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в экономике, считают авторы проекта. Если развитие в экономике будет идти по существующей парадигме, то проблемы никуда не уйдут. "Даже если мы "починим" образование, назначим идеального министра, изменим учебные планы, мы не изменим ситуацию, потому что это лишь проекция общественных и экономических отношений, которые восторжествовали после 1991 года… Мы не просто так говорим о советской модели образования, которая была отринута реформаторами в 1990-е годы… Наш фильм рассматриваем также, как возможность говорить о том, что было утрачено страной в результате предательских разрушительных реформ в целом", - прокомментировал Семин.
"Несколько десятилетий назад мы оказались в процессе, который сначала некоторым показался увлекательным - процессом втягивания образования в международное образовательное пространство. Это движение оказалось достаточно опасным для России, мы оказались в структуре не совсем подходящих для нас принципов. Но переформатирование, которое должно было произойти, к счастью, не произошло до конца", - отметил, в свою очередь, ректор Международного независимого эколого-политологического университета Сергей Степанов.
Осторожный оптимизм организаторы проекта высказывают в связи со сменой руководства в Министерстве образования и науки РФ. "Когда произошло неожиданное назначение Васильевой, у нас появился "лучик света в темном царстве"… Будет замечательно, если она сможет хотя бы приступить к чистке Авгиевых конюшен. Дело даже не в полном переформатировании образования, сделать это, по сути, не так сложно. Коренная проблема - кадры. С ними ситуация аховая. На этом уровне - 30-50 лет - все зачищено. Там контролируют ситуацию всем известные "реформаторы". Мы решили не бросать этот проект, поняли, что фильм надо снимать, несмотря на то, что пришел новый министр и начал делать правильные шаги в этом направлении. Надеюсь, что она [Ольга Васильева] будет опираться на здоровые силы", - подчеркнул Спицын.
Соратники проекта "Последний звонок" также надеются, что появление Васильевой в Минобрнауки станет отправной точкой для демонтажа "той компании, которая оккупировала науку и образование".
Авторы идеи отмечают, что на данном этапе проект - "не системная, не жестко выстроенная попытка дать ответ на деградацию в образовании", однако обещают, что по мере развития событий появится более четкое понимание, каким будет фильм.
"Мы будем копать настолько глубоко, насколько получится. В первую очередь надо показать актуальный срез происходящего, здесь мы зависимы от того, что увидим. Нельзя сказать заранее, каким будет фильм. Мы до сих пор не определились, каким он будет по форме - будет это отдельный монолитный кусок, который мы с помпой покажем через 10-12 месяцев, или же мы разобьем его на какое-то количество серий, которыми будем подкармливать аудиторию в течение этого времени… Мы не можем сказать, с начальной школы пойдем, оставим ли в поле зрения высшую школу, удастся ли нам охватить весь спектр проблем. Но будем прислушиваться ко всем комментариям, безусловно, будем говорить о советском опыте. Каждому человеку, который попытается нам помочь, должно быть очевидно, что "подорожниками и лейкопластырями" ситуацию не изменить", - прокомментировал Семин.
При этом он призвал не "воспринимать фильм, как некий костыль, который мы хотим подставить новому руководству Министерства образования". "Мы - не официальная организация, мы не хотим стать частью аппаратной структуры, мы видим задачу в агитации и пропаганде, хотим объяснить, откуда взялась деградация образования, каковы ее коренные причины и как ее можно остановить", - подытожил журналист.