Европа поставила ультиматум Украине: или она вырубает буковые леса для европейских мебельных компаний – или денег не будет
Для перечисления второго транша помощи в размере 600 млн евро от ЕС Украина должна снять мораторий на экспорт леса-кругляка, поскольку европейским мебельным компаниям очень нужны ценные буковые леса Карпат. Украина прижата к стенке, и экспорт все-таки придется снять, дав добро на дальнейшую вырубку Карпат, передает корреспондент Накануне.RU.
Взамен Украине предоставлена возможность спасти "разваливающийся ЕС". Европейцы в него уже не верят, но украинцы могут вдохнуть новую жизнь. По крайней мере, такое мнение высказал французский политолог и философ Бернар-Анри Леви, известный своей антироссийской позицией и активно поддержавший "евромайдан". Он признал, что Европа приближается к катастрофе.
"Но есть надежда все же удержать Европу целой и возродить этот проект. Например, интегрируя Украину. Это был бы очень хороший способ наполнить ЕС новыми смыслами. В Европе почему-то все думают, что Украина – это бремя, но я думаю, что Украина – это благословение для ЕС. Вы, украинцы, верите в Европу, а мы уже не верим", - сказал Леви.
Пока, правда, "новые смыслы", требуемые Европой, сводятся к вывозу с Украины сырья. Так, глава представительства ЕС на Украине Хюг Мингарелли заявил, что ЕС не переведет Украине второй транш помощи в размере 600 млн евро, если та не отменит мораторий на экспорт леса-кругляка, введенный в 2015 году на 10 лет, а также не организует выплату внутренним переселенцам. Тема внутренних переселенцев была поднята, конечно, для солидности, а вот ценная древесина Европу действительно интересует. Еще в мае этот ультиматум был выдвинут ЕС. Тогда замминистра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская заявляла, что нужно отменить мораторий на экспорт леса, чтобы рассчитывать на продолжение реализации третьей программы макрофинансовой помощи ЕС, а также для дальнейшей либерализации торговли с Европейским союзом.
Временный запрет на вывоз за границу древесины был введен в 2015 году, чтобы как-то поддержать местную деревообрабатывающую промышленность. Однако уже в марте 2016 года правительство Арсения Яценюка предложило парламенту отменить запрет на экспорт необработанной древесины.
Весной глава представительства ЕС на Украине Ян Томбинский был очень недоволен существующим ограничением. "Для нас очень важно, чтобы Украина выполняла обязательства в рамках соглашений об ассоциации с ЕС. Имеется в виду ограничение на украинский экспорт. Мы очень негативно относимся к ограничениям на экспорт леса-кругляка из Украины", - пригрозил Томбинский.
Правда, некоторые на Украине верят, что мораторий удастся отстоять. Так считает, в частности, депутат от Рады Михаил Бондарев. "Нельзя снимать мораторий на экспорт леса-кругляка. Украина не должна быть сырьевой страной, она должна быть производителем. Мы должны отстаивать свою позицию. В крайнем случае мы сами заработаем эти деньги, имея древесину", - заявил он.
Но 10 октября премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил о разработке законопроекта по отмене запрета на экспорт леса-кругляка. "Такого законопроекта нет, мы сейчас работаем над этим вопросом", - сказал он. А Микольская отметила, что Украина – член ВТО, и запрет на экспорт кругляка может рассматриваться как предоставление государством запрещенных субсидий своим перерабатывающим предприятиям. "Это может стать основанием для применения против украинских переработчиков антисубсидиарных пошлин в достаточно крупных размерах периодом до пяти лет", - предупредила замминистра.
Как утверждает глава комитета Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, благодаря мораторию на экспорт кругляка объем деревообработки в первом полугодии 2016 г. вырос на 15%, а производство мебели – на 12%. Все это произошло благодаря тому, что экспорт кругляка сократился на 25%. Однако на 21% вырос объем экспорта топливных дров. Это наводит на предположение, что тот же самый лес вывозится не под видом кругляка, а под видом дров, обеспечивая огромные доходы тем, кто "крышует" вывоз леса, при формально действующем моратории на его экспорт.
Вопрос упирается в устоявшееся правило украинской политики получать со всего личную прибыль. В этих условиях ни Украина не спасет тонущий ЕС, ни ЕС – Украину.