Ливия после гибели Каддафи стала "проходным двором" для террористов: в стране погибло больше людей, чем во время "революции"
20 октября исполнится пять лет со дня гибели главы Ливийской Джамахирии полковника Муаммара Каддафи. Эксперты сходятся во мнении, что за прошедшие после "арабской весны" годы Ливия так и не смогла выйти из состояния кризиса. Некогда процветающая страна погрузилась в хаос, который перманентно продолжается в настоящее время, что не могло не сказаться на благополучии ливийского народа. О том, какой была страна при Каддафи и какие изменения произошли с государством после его свержения, - в материале Накануне.RU.
Страна при прежнем лидере Каддафи была стабильной и благополучной. Такое мнение выразил заведующий Центром евразийских исследований им. Н.Е. Бажановой Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, посол Олег Пересыпкин. "Ливия была богата ресурсами, все поступления от нефти и газа использовались на пользу ливийского народа… С помощью западных строительных компаний он строил дома и дороги для населения", - отметил эксперт. Безусловно, убийство и свержение Каддафи отразились на ливийском обществе, продолжил он. "Каддафи был харизматичным, мыслящим человеком", - подчеркнул Пересыпкин, добавив, что на данном этапе в Ливии вряд ли есть такие политические лидеры, которые сопоставимы по масштабу с фигурой Каддафи. После его гибели "головы подняли" все племенные образования, которых некогда объединил прежний правитель. "Сейчас в Ливии действуют три-четыре группировки, которые борются между собой. Кого-то признают западники, которые несут полную ответственность за то, что там происходит", - отметил историк.
По его словам, СССР и Россия много сделали для того, чтобы Ливия стала независимым государством. "Мы выступали на разных политических площадках, чтобы она оставалась единой", - напомнил Пересыпкин. Вместе с тем новый режим в Ливии привел к разрозненному состоянию ливийских территорий и раздробленному административному устройству.
"Сегодня единого ливийского государства нет, те разрозненные племена, которые когда-то Каддафи сумел объединить и создать ливийскую нацию, находятся во вражде друг с другом, а западные политики достаточно успешно реализуют план по государственному разделению", - продолжил дискуссию председатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Сергей Бабурин.
По его словам, бесконечные рокировки хозяев нефтеналивных пирсов - есть современный международный разбой под прикрытием лидеров Франции, Италии и ряда других государств, которые осуществляли интервенцию. "Убежден, что в 2011 году никаких ливийских повстанцев не было, были наемники из других стран, которые на деньги НАТОвских лидеров осуществили спецоперацию… Позднее в гражданскую войну был втянут народ Ливии, трагическим был финал выдающейся жизни Каддафи. Нам надо постараться предварительно, но расставить исторические акценты", - обратил внимание эксперт.
В качестве одной из причин свержения Бабурин назвал "страх перед непонятной социальной альтернативой, которую предложил Каддафи в лице Джамахирии". По мнению эксперта, некое новое явление, которое корнями уходит в многовековые арабские народные традиции, но и отражает реальность "сегодняшнего дня", не смогло бы "заставить Ливию построиться в число тех, которые будут делать так, как скажут". "Поэтому постарались избавиться от ливийского проекта", - добавил эксперт.
Бабурин выразил надежду на то, что правда об обстоятельствах захвата Каддафи и его убийства "будет сохранена для будущих поколений, и ливийские ученые в ближайшие годы позволят ей выйти наружу". "Убежден, что Каддафи будет причислен к лику выдающихся деятелей… Нам нужно добиваться того, чтобы сторонникам Каддафи позволили выйти из подполья и принять на равноправной основе участие во внутриливийском диалоге. Это будет та единственная сила, которая будет иметь шанс консолидировать страну", - сказал глава Комитета.
Ливия за эти годы потеряла единство страны, стабильность, порядок, потери "исчисляются" и в человеческих жертвах. "Формально мы даже не знаем, сколько погибло за восемь месяцев войны. Есть статистика о гибели 5,5 тыс. человек, а после так называемого "освобождения" с октября 2011 г. по 2014 г. погибли 4 тыс. человек. А за два года, когда страна раскололась на два военно-политических блока - 3400 человек. Фактически после наступления нового режима погибло больше народа, чем во время "революции". Это немаловажный факт", - рассказал ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ Юрий Зинин.
"Приобретениями" для ливийского народа, по его словам, стали парламент, который раскололся, и "свободные" СМИ, которые "играют на руку тем или иным силам". "Что более важно: произошла политизация межплеменного антагонизма и противоречия. Раньше Каддафи держал их в ежовых рукавицах, сейчас под фасадом западной демократии действуют племенные, региональные и партикуляристические силы, что тянет Ливию в болото, в состояние полугражданской войны. Единства в таких случаях добиться невозможно", - подчеркнул он. Не менее важно и состояние социальной сферы "после смены режима Каддафи": количество инвалидов в Ливии сегодня исчисляется десятками тысяч человек молодых людей. "На лечение раненых в Ливии за границей казна потратила 1,8 млрд долларов", - сообщил Зинин. В Ливии наблюдается "отход назад" по всем параметрам, добыча нефти уменьшилась в четыре раза. "На протяжении нескольких лет ничего не могут сделать. Состояние хаоса не позволяет нормально заниматься добычей нефти", - заметил эксперт. Кроме того, результатом "революции" стало и появление на территории Ливии сторонников ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической организации).
С последним тезисом согласился и специалист по современной истории Ближнего Востока и Северной Африки, старший преподаватель факультета политической науки НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов. По его оценке, Ливия превратилась в проходной двор запрещенного в России ИГИЛ, причем не менее 60% участников формирования не являются уроженцами Ливии, что свидетельствует, на его взгляд, о кризисе суверенитета в этой стране. Террористические организации чувствуютсебя на территории Ливийского государства крайне безопасно, подчеркнул эксперт.
Говоря о заслугах прежнего режима, Лукьянов отметил, что сама фигура Каддафи - выдающаяся, но не столь однозначная. "Это предстоит рассудить истории, наравне с безусловными плюсами периода его правления, есть и ряд негативных моментов. Сами ливийцы часто их вспоминают. Это зависимость экономики страны от внешних рынков, полная концентрация на экспорте энергоносителей, зависимость от импорта продовольствия из-за рубежа товаров и услуг, в частности, в области образования, здравоохранения. Многие говорят о том, что государство предприняло скромные усилия, чтобы создать самостоятельную конкурентоспособную систему образования", - сказал историк.
Кроме того, по его словам, в Ливии до сих пор "господствует культ героизации революции". "В преимущественной части населения "свержение" рассматривается в позитивных красках, что "война" перевернула затянувшуюся страницу под названием "режим Каддафи", - добавил он. На фоне сохраняющего культа героизации революции, проведенной люстрации, откат от которой до конца не произошел, говорить о том, что возникнет повестка, в соответствии с которой будет суд, невозможно, продолжил Лукьянов.
Виновных в убийстве Каддафи не найдут, убежден, в свою очередь, Пересыпкин. "Это было коллективное действие, такая банда, которая варварски расправилась со своим лидером. Нельзя сегодня найти одного-двух человек, которых можно будет судить", - уверен историк. Кроме того, как сообщают специалисты, до сих пор нет никаких официальных претензий, которые были бы предъявлены бывшим руководителям страны.
Эксперты подчеркивают, что прошедшие годы не принесли ливийскому народу обещанную Западом демократию, но ввергли страну в состояние гуманитарной катастрофы, а попытка создать единые правительство и армию провалилась.