"Это же поп-арт!": "Театр-Театр" открестился от использования религиозных символов в скандальном спектакле с лесбийским сексом на фоне икон
В пермском "Театре-Театре" отметили, что не используют религиозных символов в скандальном спектакле "Голубая комната". По их мнению, как в математике знак "+" не является изображением религиозного креста, так и в поп-арте изображение Девы Марии не является атрибутом религиозного культа, сообщили Накануне.RU в пресс-службе культурного учреждения.
По мнению театра, в спектакле "Голубая комната" Дэвида Хэйра, премьера которого состоялась в октябре 2015 года, не используется религиозная атрибутика. Постановка Алессандры Джунтини основывается на стилистике массовой культуры, которая явлена в ироническом ключе. В сценографии спектакля используется репродукция картины "Непорочное сердце Марии" (Национальный музей Прадо, Мадрид).
Она выполнена в стилистике искусства поп-арта, что свидетельствует о светской принадлежности картины, которая не является элементом религиозного культа. Поп-арту, получившему развитие в 60-70 годы XX века, свойственно использование знаковых произведений искусства в ироническом или сатирическом ключе. Среди частотных образов поп-арта: Джоконда, Дама с горностаем, Дева Мария. Это, по мнению сотрудников учреждения, не является религиозным символом.
После случившегося сотрудники учреждения инициировали независимую экспертизу ведущих театральных критиков России, которые написали свое заключение. В нем говорится, что пьеса Хэйра "Голубая комната" является ремейком творения знаменитого драматурга Артура Шницлера "Хоровод", написанной в 1896-97 г.г. Современная версия Хэйра представляет собой легкую пародию на общественное устройство. Текст произведения лишен социокритического контекста. В нем в легкой игровой форме исследуются различные социальные слои, представители которых встречаются друг с другом в различных любовных и мелодраматических ситуациях.
По мнению экспертов, в десяти сценах-диалогах и происходят столкновения героев, принадлежащих к разным общественным стратам. При этом высмеиваются стереотипы и нравственные пороки современного европейского общества. В спектакле режиссера Алессандры Джунтини и художника-сценографа Екатерины Никитиной использованы предметы, не раз становившиеся арт-объектами массовой культуры: писсуар, разобранный на части манекен, кукла-неваляшка, женские туфли-лабутены, воздушный шарик в форме сердца, нагреватель для душа. В их числе – и репродукция картины.
"Репродукция картины "Непорочное сердце Марии" не является атрибутом религиозного культа, потому что сама представляет собой пародию на преувеличенные экстатические чувства верующих в католической церкви. Яркие флуоресцентные краски, эстетика китча и дешевых сектантских брошюр, использованные в картине, дают право атрибутировать это изображение как произведение, созданное в стилистике поп-арта, существующего в культурной парадигме стран Европы и США. И именно в этом качестве она используется в сценографии спектакля. Все это не имеет отношения к религии и никак не может оскорбить чувства верующих именно потому, что в спектакле, помимо других тем, осуждается легкомысленное отношение к вере, превращение ее в продукт массового потребления", - говорят эксперты.
Заключение подписано театральными критиками, членами экспертного совета театральной премии "Золотая маска", кураторами тех или иных культурных мероприятий Татьяной Тихоновец, Павлом Рудневым, Андреем Прониным и Анной Банасюкевич.
Напомним, что не так давно разгорелся скандал вокруг спектакля "Голубая комната", поставленного в "Театре-Театре" по пьесе Дэвида Хэйра итальянкой Алессандрой Джунтини. Действие состоит из восьми новелл, в центре повествования – половой акт. Примечательно, что две лесбийские сцены происходят на фоне иконы Божьей Матери, в некоторых эпизодах появляется образ Богородицы.
Отметим, в прокуратуру Пермского края поступили жалобы на спектакль. Надзорное ведомство передало их в Следственный комитет и министерство культуры
В конце августа Борис Мильграм официально вернулся на пост художественного руководителя пермского академического "Театра-Театра". Ранее министр культуры Игорь Гладнев уволил его из-за систематического нарушения руководством театра норм действующего законодательства, а также срыва реконструкции сцены и гастролей "Сатирикона". За худрука вступился губернатор края Виктор Басаргин.