В чужой монастырь: заведения с названием Buddha в России обвиняют в оскорблении чувств верующих
В ряде регионов по обращениям граждан прокуратура провела проверку ресторанов с довольно распространенным названием – "Будда Бар" (Buddha Bar). В Новокузнецке надзорный орган согласился с тем, что интерьер и продажа алкогольных напитков могут оскорблять чувства верующих буддистов. Между тем, в сети уже собирают подписи под обращением, призывающим закрыть заведения с подобным названием во всей России.
Вообще, Buddha Bar – всемирно известная сеть, в заведениях которой часто устраивают вечеринки звезды, они же дают здесь концерты. В России именно у этой сети (с филиалами в Лондоне, Париже, Монте-Карло) два ресторана – в Санкт-Петербурге и Москве. Остальные заведения с аналогичным названием существуют сами по себе. Тем не менее, почти все их объединяет тематика – паназиатская кухня и оформление интерьера в восточном стиле, зачастую – с использованием религиозных символов. В частности, речь идет о статуях Будды. В 2013 г. дизайнер московского Buddha Bar Ольга Куликовская рассказывала (фрагмент интервью ресурсу urpur.ru): "Это (статуя – прим. ред.) визитная карточка заведения. У нас два Будды, которые восседают на шестигранных пьедесталах. Один ростом 3,6 м, второй поменьше-1,8 м. Для того чтобы внести большого Будду в ресторан, пришлось разобрать фасад с панорамным остеклением".
А вот цитата представителя прокуратуры Кемеровской области о нарушениях в новокузнецком Buddha Bar: "В прокуратуру обратилась гражданка, которая сообщила о нарушениях. После прокурорской проверки факт нарушений подтвердился, на основании чего генеральному директору заведения было внесено представление об устранении нарушений законодательства о рекламе и свободе вероисповедания. В течение месяца нарушения должны быть устранены". Как сообщает "Интерфакс", в центре бара была обнаружена статуя Будды, а в самом заведении продавали спиртные напитки и табачную продукцию, а также проводили развлекательные вечера. В помещении также были развешаны фотографии, которые для лиц, исповедующих буддизм, являются оскорбительными.
Ранее в прокуратуру Красноярского края и Тюменской области также обращались граждане, по заявлениям которых проводились проверки "Будда-баров". В Красноярске пользовательница сети Наталья Мязина, которую СМИ называют представительницей бара, написала: "Ведется расследование — вызывают религиоведа и будут отправлять запрос в дацан в Бурятию".
В соцсети "ВКонтакте" в группе "За отмену Будда баров" сообщается, что отрицательный ответ прокуратуры после проверки подобного заведения был получен в Ростове-на-Дону, с просьбой о проверке обращались в прокуратуру Ставрополя. Петицию о запрете "Будда баров" на территории России на сайте change.org подписали уже более 7 тыс. пользователей. "Нам стало известно, что в г.Москва, Санкт-Петербурге, Якутске, Ростове, Оренбурге, Тюмене, Таганроге, Красноярске, Новокузнецке, Шахты и других городах России открывают развлекательные клубы, бары и рестораны под названиями "Будда Бары", "Будда караоке-бары" и т.п. Статуи и изображения Будды расположены в центрах развлекательных клубов и ресторанов, с ним фотографируются, обнаженные женщины используют статую Будды как объект для go-go танцев, прикасаясь к ней оголенными частями тела, в клубах разливают и распивают спиртные напитки. Эти заведения в сети Интернет открыто выкладывают фото- и видео-материалы, призывают пить, петь, развлекаться, проводят пижама-пати, алкогольные и кальянные вечеринки, развлекательные шоу. Подобное отношение к буддийской религии и древней философской традиции является грубым и непозволительным нарушением прав и чувств верующих по всей России", - говорится в обращении.
Стоит отметить, что в 2015 г. проведенный ВЦИОМ опрос показал, что большинство россиян считают недопустимым неуважение к чувствам верующих и ставят их выше свободы самовыражения. "Более двух третей граждан полагают, что защищенность чувств верующих важнее свободы самовыражения. Такой показатель является адекватным критерием мягко-традиционалистского общества, оберегающего свои базовые ценности", - прокомментировал исследование директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов.
Александра Южакова