АПЭК разобрало итоги "больших выборов" на Среднем Урале и выяснило, кому присягнуло ЗакСО
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) разобрало политическую ситуацию на Среднем Урале и итоги "больших выборов" этого года. Особое внимание исследователей было приковано к выборам в Законодательное собрание Свердловской области, победе "Единой России" и расстановке сил в региональном парламенте в настоящее время. Как оказалось, большинство народных избранников присягнуло на верность "команде Куйвашева". Подробности - в материале Накануне.RU
Ключевой фигурой в исследовании агентства стал губернатор Евгений Куйвашев - от его "первых шагов" до итогов электорального цикла этого года. Кроме того, большое внимание уделено противостоянию "город" и "область", а также переходу "серого кардинала" мэрии Владимира Тунгусова на работу в администрацию главы региона.
Согласно исследованию, в начальный период своего губернаторства Евгений Куйвашев позиционировался как "анти-Мишарин": стремился показать свое умение договариваться и согласовывать интересы местных элитных групп. Тем не менее, выдвижение Куйвашева на пост губернатора воспринималось некоторыми представителями регионального истеблишмента как попытка экспансии "тюменцев".
По мнению представителя АПЭК в Свердловской области, кандидата политических наук Руслана Мухаметова, первые политические шаги Куйвашева в качестве врио руководителя региона, а потом полноправного главы области были направлены на учет интересов региональной политической элиты; выстраивание рабочих взаимоотношений, конструктивного диалога с властями Екатеринбурга и включение представителей местной элиты в региональные органы исполнительной власти, однако, с 2013 года в Свердловской области началось противостояние между губернатором и властями двух крупнейших городов – Екатеринбурга и Нижнего Тагила.
"Свердловская область вернулась к традиционному политическому конфликту между областью и городом времен Чернецкого-Росселя и "коллективного Чернецкого"-Мишарина", - говорится в исследовании.
Евгений Куйвашев
По мнению авторов, причин здесь несколько: амбиции региональной правящей элиты, экономические мотивы и "классические" стереотипы мышления региональных лидеров, "которые понимают управляемость как администрирование, иерархизацию управленческих звеньев". В силу этих мотивов, по мнению АПЭК, региональные власти перешли в политическое наступление на "город": "область" принимала решения, которые напрямую затрагивали политико-экономические интересы властей уральской столицы.
К таким решениям, в частности, исследователи отнесли потерю городскими властями права распоряжаться неразграниченными землями в городе; выдвижение на выборах главы Екатеринбурга Якова Силина, реформу местного самоуправления по "жесткому сценарию", а также лишение "серого дома" целого ряда полномочий - по согласованию и проведению массовых мероприятий, градостроительных полномочий и полномочий в сфере рекламы. Сыграло свою роль и то, что областные власти дважды предпринимали попытки отправить в отставку главу администрации уральской столицы Александра Якоба - в июне 2014 года и октябре прошлого года.
Александр Якоб
При этом, противостояние "области" и "города" носило публичный характер. Одной из форм конфликта была информационная война. Городская команда задавала повестку в интернет-пространстве, на городских форумах и в региональной блогосфере, а областная власть контролировала традиционные СМИ.
"Иногда конфликт принимал вид квазисилового противостояния, при котором региональные власти, прибегая к помощи правоохранительных органов, использовали уголовное или административное расследование как форму оказания давления на городскую элиту", - говорится в исследовании.
В качестве примера такого противостояния авторы приводят обыски у замглавы администрации города Владимира Тунгусова 12 сентября 2013 года, а также уголовное дело в отношении главы ЕМУП "Водоканал" Александра Ковальчика.
Обыски у Владимира Тунгусова
Кроме того, в АПЭК обращают внимание, что в этот период между губернатором Евгением Куйвашевым и мэром города Сергеем Носовым сложились непростые политические отношения.
"Мы считаем, что причина таких отношений - в политико-экономической плоскости. Она заключается в больших, с точки зрения областных властей, финансовых аппетитах главы второго муниципалитета Среднего Урала. Сергей Носов подвергал критике команду губернатора Евгения Куйвашева за подход к составлению областного бюджета. По словам мэра Нижнего Тагила, региональные власти не выделяют достаточного объема денежных средств городу. Что касается политической составляющей, то областные власти, думаю, с некоторой опаской относились к Сергею Носову как потенциальному кандидату на губернаторский пост. Они боялись продолжения политической экспансии группы УВЗ", - пояснил Руслан Мухаметов.
Как следствие, несогласие властей Екатеринбурга и Нижнего Тагила с бюджетной политикой области и реформой МСУ подтолкнуло их к координации действий. Официально речь шла о развитии межмуниципальных связей, укреплении межмуниципального сотрудничества между крупнейшими городами Свердловской области по наиболее важным направлениям городского развития, однако на практике все это подразумевало оппонирование областным властям. Институционально союз двух муниципалитетов, по мнению политологов, начал оформляться в июле 2014 года, когда на международной промышленной выставке "Иннопром" Якоб и Носов подписали первое соглашение. Мэры обсуждали и возможность выдвижения пула кандидатов на выборах в заксобрание на выборах этого года.
Сергей Носов
В такой непростой политической обстановке свердловские региональные власти и подошли к выборам этого года. И даже в предвыборный период конфликт между "городом" и "областью", по мнению авторов исследования, не затихал. В частности, эксперты отмечают некое наступление областных властей. Речь идет о перераспределении полномочий между региональными властями и властями Екатеринбурга.
"Официальная версия перераспределения полномочий заключалась в повышении качества городской среды, жизни жителей Свердловской области, которое планировалось достигнуть через изменение подхода к городскому управлению. Неофициальная причина состояла в стремлении областных властей лишить городскую администрацию ресурсов и инструментов влияния накануне выборов-2016 в рамках политического конфликта между "областью" и "городом", - прокомментировал ситуацию Руслан Мухаметов.
Кроме того, нельзя не отметить и изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, согласно которым были сокращены местные налоговые источники доходов и, как следствие, прошло усиление зависимости городских бюджетов от субнациональных трансфертов. Это поставило региональные власти в положение "дарующего" по отношению к "просящему".
Также, по мнению АПЭК, с 2014 года проводились регулярные информационные кампании против мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, а за информационным прессингом главы уральской столицы якобы стояли областные власти. Целью же было взять политический реванш за проигранные в сентябре 2013 года выборы мэра уральской столицы.
Недовольство курсом региональных властей побудило власти Екатеринбурга перейти к активным политическим действиям. По мнению авторов исследования, таковыми стали антигубернаторские митинги и пикеты по всей области, а также формирование коалиции партий - "Пенсионеры", КПРФ, "Патриоты России" - перед выборами в заксобрание.
"Следствием постоянных конфликтов стало политическое вмешательство федерального центра в конфигурацию региональных политических сил летом этого года. Речь идет о назначении вице-мэра Екатеринбурга Владимира Тунгусова главой администрации губернатора Свердловской области. Это решение было принято по итогам консультаций в Администрации президента России. На его принятие повлияло множество обстоятельств. Можно обозначить две группы причин. Первая – тактическая – была связана с необходимостью повышения эффективности работы избирательного штаба "Единой России", организации результативной предвыборной кампании партии накануне выборов-2016. Вторая – стратегическая – усиление региональной политической стабильности и управляемости политической системой региона в целом", - считает Руслан Мухметов.
Владимир Тунгусов
В результате на выборах в ЗакСО "ЕР" одержала победу, как по спискам, так и в одномандатных округах. Согласно исследованию, причин побед "партии власти" на выборах в законодательное собрание несколько. Одна из них - использование "паровозов" - губернатора Евгения Куйвашева, члена СовФеда Аркадия Чернецкого и главы Нижнего Тагила Сергея Носова.
"Эти политические фигуры повысили электоральный рейтинг списка кандидатов от правящей партии на выборах за счет своей публичной поддержки", - отметил Мухаметов.
Среди других причин: финансовое доминирование "Единой России" и переход Владимира Тунгусова в структуры региональной власти.
В результате исследователям удалось "разбить" ЗакСО по командам. Например, к "команде Куйвашева" авторы отнесли депутатов: Альберта Абзалова, Владимира Анисимова, Людмилу Бабушкину, Владимира Власова, Игоря Володина, Алексея Дронова, Михаила Ершова, Андрея Жуковского, Михаила Зубарева, Олега Исакова, Михаила Клименко, Алексея Коробейникова, Олега Корчагина, Владимира Никитина, Сергея Никонова, Анатолия Сухова, Владимира Терешкова, Елену Трескову и Виктора Якимова.
В "команде Тунгусова" оказались: Вячеслав Вегнер, Валентин Лаппо, Анатолий Марчевский и Анатолий Никифров - они составляют "ядро". Среди сторонников: Евгений Зяблицев и Александр Ивачев.
Однако, согласно исследованию, на этом деление на кланы не закончено. В региональном парламенте можно также выделить "команду Шептия", состоящую из депутатов: Ильи Гаффнера, Валерия Савельева, Александра Серебренникова и Елены Чечуновой.
Виктор Шептий
Есть в ЗакСО и сторонники экс-председателя свердловского правительства Дениса Паслера: Дмитрий Жуков, Владимир Ильиных и Виктор Маслаков. Кроме того, нельзя забывать и о парламентариях, близких к УГМК. Среди них: Вячеслав Брозовский, Армен Карапетян, Илья Бондарев. А также принадлежащих "тагильской группе", в составе: Алексея Кушнарева (НТМК), Владимира Радаева (НТМК), Евгения Лутохина (УВЗ), Владимира Рощупкина (УВЗ) и Вячеслава Погудина.
Добавим, что к "независимым" депутатам АПЭК отнес Дмитрия Ионина, а к парламентариям с "неопределенным влиянием": Игоря Аксенова, Михаила Голованова, Андрея Гориславцева, Александра Коркина, Александра Ладыгина, Евгения Лобова, Павла Мякитшева и Кирилла Некрасова.