"Уголовное дело приостановлено..." За смерть беременной в свердловской больнице никто не ответит?
Уголовное дело по факту гибели в Богдановичской ЦРБ местной жительницы Марины Костроминой приостановлено до выяснения новых обстоятельств. Спустя год никто не понес наказания за смерть беременной женщины: уголовное дело передают из одного ведомства в другое, а подозреваемых в нем так и не появилось. Отчаявшиеся родственники написали обращение главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину и замгенпрокурора РФ в УрФО Юрию Пономареву. В произошедшем они винят врача больницы, который, в свою очередь, отделался дисциплинарным взысканием и до сих пор работает в медучреждении. Подробности - в материале Накануне.RU.
Шокирующая история произошла год назад в Богдановичской ЦРБ. 36-летняя Марина Костромина, находящаяся на 15 неделе беременности, поступила в гинекологическое отделение больницы на "скорой помощи" с открывшимся кровотечением. Несколько дней женщина провела в больнице, медики пытались сохранить беременность, однако ситуация только ухудшилась. Марине был поставлен диагноз "самопроизвольный выкидыш" и сделан аборт. В этот же день, через несколько часов, женщина умерла от кровотечения и геморрогического шока. У Марины осталась несовершеннолетняя дочь.
Близкие Марины Костроминой в случившемся винят акушера-гинеколога Богдановичской ЦРБ, а на тот момент еще и и.о.заведующего гинекологическим отделением больницы Геннадия Гуськова. Именно он ставил женщине диагноз, выполнял оперативное вмешательство, после которого у нее открылось кровотечение и оказывал помощь, когда состояние Марины ухудшилось.
Тогда же родственники обратились с заявлением в полицию. Как рассказали Накануне.RU близкие погибшей женщины, полиция провела проверку, но вынесла отказ в возбуждении уголовного дела по статье "Неоказание помощи больному" ввиду отсутствия состава преступления. Позднее постановление было отменено и материалы вновь были переданы в полицию. Буквально через месяц правоохранительные органы вновь вынесли отказ в возбуждении уголовного дела по той же статье и по той же причине, и оно вновь было отменено.
По словам родственников, материалы проверки были переданы в Следственный комитет по признакам статьи "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", а летом уже этого года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела "ввиду отсутствия события преступления". При этом, СК все-таки возбудил дело по статье "Причинение смерти по неосторожности", однако, по результатам комплексной судебно-комиссионной экспертизы, нельзя было продолжать расследование по данной статье, и материалы были переданы в прокуратуру для определения подследственности, а оттуда вновь в полицию. Спустя какое-то время следствие по уголовному делу было приостановлено.
Официальный представитель ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых подтвердил Накануне.RU, что уголовное дело действительно было переквалифицировано со статьи "Причинение смерти по неосторожности" на "Неоказание помощи больному" и передано в ОВД Богдановича.
"В настоящее время расследование приостановлено до выяснения новых обстоятельств", - уточнил полковник Горелых.
В региональном СК также подтвердили, что вели расследование. "Проводилась комплексная судебно-комиссионная экспертиза. По итогам было установлено, что отсутствует прямая причинно-следственная связь между оказанием помощи и смертью женщины. У нас ключевое именно заключение экспертизы, которая проводилась в Екатеринбурге, но с учетом того, что отсутствует прямая причинно-следственная связь, преступления по статье "Причинение смерти по неосторожности" здесь не может быть. Была бы прямая связь между действиями врачей или бездействием и наступлением смерти, тогда вопрос о составе стоял бы, а так, через прокурора направили для определения подследственности и он уже определил, что состав полицейский и направил дело в полицию", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU официальный представитель регионального СУ СКР Александр Шульга.
Как рассказал Накануне.RU источник, знакомый с материалами дела, согласно результатам судмедэкспертизы, прямой связи между действиями врача и смертью Марины Костроминой эксперт действительно не обнаружил, однако подтвердил косвенную связь. В частности, по словам собеседника агентства, в документе говорится, что все манипуляции с пациенткой были запоздалыми и несвоевременными - начиная от аборта и заканчивая реанимацией. Более того, остановить кровотечение женщине пытались без анестезии, а для проведения аборта на этом сроке ее и вовсе должны были госпитализировать в другую больницу, например, в Екатеринбург. Если бы все это было сделано, то жизнь женщины можно было спасти.
Кроме того, по информации источника, в уголовном деле имеются показания свидетелей - других врачей ЦРБ. В них, в частности, медики указывают на то, что во время оказания помощи Костроминой Гуськов "самоустранился". По словам собеседника агентства, один из свидетелей, например, пояснил, что Гуськов не смог дать пояснений, почему у больной открылось кровотечение, а также не стал собирать медицинскую бригаду для экстренной оперативной помощи пациентке: из реанимации, где другие врачи пытались спасти жизнь женщины, он якобы вышел и больше не возвращался.
А из показаний другого свидетеля - врача ЦРБ следует, что Гуськов якобы вовремя не поставил вопрос об оперативном вмешательстве. Именно из-за этого, по мнению медика, якобы и умерла пациентка.
Отметим, что в настоящее время прокуратура начала проверку по факту эффективности расследования уголовного дела.
"В настоящее время прокуратура затребовала уголовное дело для изучения. Будет проведена проверка эффективности расследования по данному уголовному делу. С момента поступления материалов срок проверки - 10 дней", - рассказала Накануне.RU официальный представитель прокуратуры Свердловской области Марина Канатова.
Отчаявшиеся родственники скончавшейся женщины написали обращение в адрес главы СКР Александра Бастрыкина и замгенпрокурора РФ в УрФО Юрия Пономарева (имеется в распоряжении редакции).
"Органы предварительного следствия города Богданович самоустранились, не желая давать оценку вопиющему факту неадекватности действий должностного лица, повлекших смерть, просто "спихнув" дело в отдел полиции, где оно должно быть просто забыто, ведь всем прекрасно понятно, что никакого преступления, предусмотренного статьей "Неоказание помощи больному", не было и не совершалось. Органы внутренних дел на первоначальном этапе отчетливо продемонстрировали свое отношение к смерти Костроминой, вынеся два постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по указанной статье УК. Какого же решения прокурор Богдановича ожидает от полиции, определив подследственность и закрыв глаза на отсутствие оценки по статьям "Халатность" и "Оставление в опасности"? Для меня очевидно, что всех в Богдановиче устроит, если о смерти моей сестры забудут", - говорится в документе.
Близкие Марины Костроминой настаивают, что в момент случившегося Геннадий Гуськов являлся должностным лицом - и.о. завотделением, поэтому можно говорить именно о квалификации случившегося по статье "Халатность". По информации родственников, о назначении Гуськова и.о., в частности, имеется приказ и.о.главврача больницы.
"Фактам неоднократного, систематического халатного отношения к своим должностным обязанностям Гуськова никто на протяжении целого года расследования оценку не давал, просто закрывая глаза", - говорится в обращении.
Бастрыкина и Пономарева родственники Марины Костроминой просят "оказать помощь в установлении истины и привлечении виновного лица к уголовной ответственности". В частности, речь идет об отмене постановления и приостановления предварительного следствия, а также о направлении уголовного дела в полицию. Уголовное дело близкие женщины просят передать в вышестоящий следственный орган в системе регионального СКР.
Добавим, что по факту смерти Марины Костроминой состоялся медицинский совет. Выводы, к которым пришли медики, шокируют: смерть женщины было решено считать "условно предотвратимой с учетом состояния и допущенных тактических ошибок". Как рассказал Накануне.RU источник в медицинских кругах, знакомый с ситуацией, среди таковых, в частности, недооценка тяжести состояния женщины при поступлении, в день оперативного вмешательства, невыполнение перегоспитализации в другую больницу, несвоевременное оказание помощи при кровотечении и другое. Однако, при этом, сообщил источник, итогом заседания для Гуськова стал лишь выговор и лишение стимулирующей выплаты за один месяц.