Михалков побывал в "Ельцин-центре": "Я пришел, чтобы снять разговоры о том, что я здесь не был"
Чтобы уважать Бориса Ельцина, нужно найти возможность показать все лучшее из худшего, но лучшее из того, что действительно было, заявил режиссер Никита Михалков во время экскурсии по "Ельцин-центру". Однако в музее история ельцинской эпохи показана однобоко и тенденциозно, что, в первую очередь, вредит памяти президента, передает корреспондент Накануне.RU.
Режиссер, раскритиковавший президентский центр, сегодня приехал в Екатеринбург на экскурсию. Во время нее он неоднократно вступал в спор с экскурсоводом, руководителем архива центра Ельцина Дмитрием Пушминым. Михалков сказал, что музей пытается убедить посетителей, что только ельцинская эпоха - по-настоящему свободное время в истории страны.
Режиссер неоднократно вспоминал мультфильм об истории свободы, который демонстрируется при входе в музей.
"Если вы мне говорите про историю и показываете вече, потом опричников, но я не вижу освободительной борьбы с поляками, не вижу Минина и Пожарского... Я не говорю, что должно быть все, я говорю, что должно быть хотя бы это".
"Я не говорю: закрыть, не люблю, будьте прокляты. Нет. Я говорю о том, что я тут вижу. И знаю, поскольку жил в то время и был зрелым, что мне рассказывают не всю правду. Когда я вижу в мультике Петербург, а внизу череп и кости миллиона людей... Ну что вы, ребята. Не надо бабушку лохматить. Во всяком случае для меня абсолютно очевидно, что это мощнейшая задумка, с точки зрения технологий и институции, и она же из-за однобокости приносит вред Борису Николаевичу. Это моя субъективная точка зрения".
На критику мультфильма Пушмин ответил, что основная мысль - в тяге к свободе, которая всегда существовала в России.
Мультфильму был посвящен один из выпусков "Бесогона".
"Вы хотите убедить меня в том, что это правильно? Вы меня не убедите в этом. Вы говорите, что этот мультик о тяге к свободе, но где она? Мы с вами занимаемся демагогией", - ответил Михалков.
"Для меня это пугающее явление, я говорю это в глаза. Потому что сюда приходят молодые люди, черпающие исторические сведения из Википедии. И они приходят в мощный центр, на который потрачены огромные деньги. И первое, что они видят - мультфильм, это начало рассказа о той стране, в которой они живут. И никакого уважения и любви к стране, в которой они живут, нет. "Мы обязаны и уважать только того человека, который дал нам свободу", - это посыл мультфильма. А этот человек - Борис Ельцин.
Михалков не стал отрицать, что поддерживал Ельцина: помогал ему на выборах, голосовал за него, писал ему поздравительные письма. "Но я снял картину в 1993 г. "Анна от 6 до 18". Эту картину никто не мог бы снять тогда. Я уже тогда ощущал неуверенность внутреннюю. Но выбора не было, если вы посмотрите список кандидатов, то вы убедитесь, что кроме Ельцина не было альтернативы. Другой разговор, что мы в результате получили? Кто знал тогда, что заводы и фабрики встанут? Кто знал, что на заводах и фабриках, где делали танки, будут делать кастрюли? Кто знал, что будут пустые полки, люди без зарплаты? Я об этом не знал", - сказал Михалков.
Он добавил, что в итоге правления Ельцина, Россия почти потеряла суверенитет, государство потеряло контроль над стратегическими отраслями, а эсминцы уходили по стоимости мерседеса.
В процессе экскурсии к Михалкову подошли студенты: "Мы здесь в первый раз, интересно ваше мнение".
Никита Михалков ответил, что в музей стянуто все о личности Ельцина, но псведопопытки уравновесить историю приводят к тому, что о Ельцине рассказывают в тенденциозном плане.
"Но подводить к тому, что существует новая Россия, которая является той свободной Россией, к которой стремились веками и наконец-то получили свободу в лице Бориса Николаевича - это неправда. Это ложь. Вся история брошена к ногам Бориса Николаевича и это очень плохо для него. Потому что когда приходят люди с небольшими историческими знаниями сюда, они воспринимают это, как правду. А для человека, обремененного историческими знаниями, это будет, мягко говоря, удивительно".
Михалков посетил не все залы музея, но отметил, что у него есть сканы всего "Ельцин-центра", поэтому нельзя говорить, что он критиковал то, что не видел.
"Я пришел сюда для того, чтобы снять разговоры о том, что я здесь не был. Считайте, что я здесь уже был, при сегодняшних технологиях можно получить все. Меня сейчас интересуют не впечатления от той мощи, которую я вижу, а насыщение. И я вижу, чем это насыщено. Вы тоже говорите правду, но это правда без того, чтобы знать другую правду", - сказал Михалков.
Михалкова спросили, готов ли он поправить программу музея, если его попросят. "Ни за что!" - ответил режиссер, добавив, что этим должны заниматься профессионалы.
Никита Михалков после экскурсии не изменил свое мнение об объективности музея, о чем напрямую говорил экскурсоводам:
"Скажите, это объективно все, что вы делаете?" - задал вопрос Михалков представителям "Ельцин-центра". "Наша история многогранна, как вы знаете..." - услышал он в ответ. "Но разве это ответ? Да, Волга впадает в Каспийское море - это тоже правда...".
Тенденциозность, с которой преподносится время Ельцина, приносит вред этой исторической фигуре, заявил Михалков в конце экскурсии: "И эту точку зрения поддерживают 96% людей, которых опрашивал Соловьев в своей передаче".
Саму идею президентских центров он поддержал, о любом государственном руководителе должна быть память, сказал режиссер: "Но как только это переходит границы, становится безальтернативным, это вредит памяти".
Как сообщало Накануне.RU, в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации президент российского Фонда культуры Никита Михалков выразил мнение, что "Ельцин-центр" способствует разрушению национального самосознания и нарушает представление людей о реальной истории. В "Ельцин-центре" в ответ на это отметили, что режиссер лично не видел экспозицию музея: "Такого рода критика вписывается в известную традицию: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Во лжи режиссера обвинила и Наина Ельцина, а губернатор Свердловской области пригласил режиссера на экскурсию.