Военнослужащий из Тикси рассказал, как спасали пассажиров Ил-18, потерпевшего крушение вблизи поселка
Военнослужащий из Тикси рассказал, как спасали пассажиров и экипаж Ил-18 Минобороны России, потерпевшего крушение вблизи поселка. Свой рассказ он опубликовал на одном из местных форумов, передает корреспондент Накануне.RU.
По его словам, новость о крушении самолета застала его дома - о случившемся мужчина узнал из СМИ, а уже через 15 минут по приказу командира части следовало прибыть на построение, "предварительно тепло упаковавшись".
"Пять минут на сборы, и утепленный с ног до головы, вооружённый фонарем, ветрозащитными очками и охотничьим ножом (а то мало ли, волков у нас никто не отменял), я скакал в часть. Скакать было тяжело, поскольку мешал ветер, усилившийся до 15-20 м в сек. Правда, мороз спал и теперь был не 30-40 градусов, как всю предыдущую неделю, а всего 20-25, что, по нашим меркам, практически тропики. В тот момент было не до смеха. Понятно было, что нас, вероятнее всего, собирают в помощь спасателям, вывозить с места катастрофы тела погибших. Сквозь ветер раздался рокот и над головой пролетел заходящий на посадку Ми-8. Здесь я должен уточнить, что рядом с больницей посадочной площадки нет, поэтому вертолеты, совершающие санитарные рейсы, приземляются на дорогу, в полукилометре от неё", - рассказал военнослужащий.
Напомним, изначально СМИ сообщили о погибших, позднее Минобороны опровергло эту информацию - погибших в результате крушения нет.
"Через пять минут на армейском "Урале" мы летели к больнице с приказом помочь персоналу в выгрузке раненых из вертолетов, перевозке их в машинах "скорой помощи", и размещении в палатах больницы. В общем, быть на подхвате", - рассказал военный.
На месте ЧП к тому времени уже дежурили спасатели: "Спасатели курят возле вертолета и смеются. Мы, говорят, когда подлетали к обломкам, как увидели, что несколько человек возле самолета бродит и руками размахивает – глазам не поверили. Местный батюшка, прибежавший к больнице читать заупокойную, развеселился и убежал в храм читать за здравие".
Также военнослужащий описал, как один из пострадавших узнал о том, как СМИ сообщают о крушении и погибших: "Сколько пропущенных..." - скрючившийся на сиденье летчик с трудом достает телефон и смотрит на экран: "Жена, мать… в госпитале позвоню". Его лежащему на носилках товарищу повезло меньше – ноги сломаны в нескольких местах, боль нестерпима. Он просит медсестру достать его телефон. "Почему в госпитале? Сейчас звони!" - я смотрю на иссеченное стеклом и металлом лицо летчика: "Вас же похоронили в новостях!" Летчик бледнеет и поспешно достает убранный было телефон".
Отметим, что по мнению военного, причиной ЧП могло стать столкновение с сопкой. Ранее эту версию уже озвучивали местные жители и ряд наблюдателей.
"При заходе на посадку, в условиях плохой видимости - полярная ночь и пурга, экипаж совершил ошибку ориентирования, не без помощи диспетчера, и самолет ударился о сопку. От удара у него отвалились крылья. Фюзеляж скользнул по склону другой сопки и влетел в ущелье. При торможении корпус развалился на три части", - поделился мнением военнослужащий.
Он также рассказал, что медиков из Якутска в Тикси ждали с особым энтузиазмом, поскольку они должны были привезти с собой мобильный госпиталь.
"Стыдно сказать, у нас в больнице даже рентгена нет. Запасов крови мало. Редкой вообще нет. Ночью нас, военнослужащих, обзванивали, искали кровь третьей группы резус отрицательный - для одного пострадавшего требовалась. Не знаю, нашли или нет. Говорят, что всех раненых отправят в Бурденко и ВМАИК", - рассказал он.
Добавим, что сообщения о нехватке крови также появляются на различных форумах и в соцсетях. Например, один из пользователей уверяет, что в крушении пострадал его товарищ и сейчас он в тяжелом состоянии.
"Самолеты, которые должны доставить людей в Бурденко, сейчас стоят на аэродроме Белая в Иркутской области. Их не пускают по причине плохих метеоусловий. Людям нужна помощь. На данную секунду нужна кровь, ее не хватает", - написал пользователь форума с ником acccord171.
Напомним, ЧП произошло 19 декабря в 30 км от поселка Тикси. На борту воздушного судна находились 32 пассажира и семь членов экипажа - офицеры четырех войсковых частей из Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Челябинска. В Центральную районную больницу Булунского улуса госпитализированы 38 человек, четверо из них в крайне тяжелом состоянии.
Свои проверки инцидента уже начали военная прокуратура и Следственный комитет.
Добавим также, что что самолет, на котором летели военные - Ильюшин Ил-18В, согласно данным russianplanes.net, находился в эксплуатации с 1965 года. С 1979 по 1992 гг. воздушное судно базировалось в Улан-Удэ (Восточный) в 150-й ОСАП, позднее - до 1997 года - на Дальнем Востоке. Капитальный ремонт судно прошло в 2011 году на 20-м авиаремонтном заводе, после чего самолет эксплуатировался ВВС РФ.
При этом, в гражданской авиации самолеты Ил больше не используются. Коммерческие пассажирские перевозки на этих самолётах было решено прекратить после авиакатастрофы под Калязином. Причиной трагедии стал отказ техники. Во время полета на высоте 7,8 тыс. м с включенным автопилотом самолет внезапно перешел в пикирование с увеличивающейся скоростью до 850 км/ч и нарастающим левым креном до 60º. В последний момент экипаж сумел отклонить руль высоты на кабрирование, однако для полного вывода не хватило высоты. Ил-18 на большой скорости врезался в снежное поле рядом с окраиной деревни. Погибли все 27 человек, находившиеся на борту.