Макрорегионы - экономический аналог полпредств. Эксперты исключают территориальное объединение субъектов
Проект Стратегии пространственного развития России еще не обнародован, но уже вызвал бурное обсуждение. Со ссылкой на документы СМИ сообщили, что одним из пунктов является укрупнение субъектов - создание макрорегионов. Авторы приводят данные о неравномерном развитии федеральных округов: в то время, как в Центральном округе численность населения с 1990 г. выросла больше, чем на 10% - до 35,3% от всех жителей России, то в Дальневосточном сократилась с 5,4% до 4,2%. Решить проблему в стратегии предложено, в том числе, за счет создания макрорегионов – "крупных пространственных структур, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей".
Пока нет подробностей, предполагает ли создание макрорегионов территориальное слияние субъектов. Эта тема в федеральной повестке отошла на второй план, ранее об укрупнении субъектов говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и как всегда болезненно такие заявления восприняли в Югре и на Ямале - автономии уже неоднократно "включали" в состав Тюменской области. Не так давно "матрешку" взбудоражило предложение "в интересах развития" объединить ее с Омской областью, а представители науки предсказывали успех совместной агломерации с Зауральем. Последний регион и сам хотел присоединиться к "матрешке" в энергетической плоскости - попасть в ее зону энерготарифов.
Инициатива Минэкономразвития возродила разговоры об укрупнении субъектов, однако, ряд наблюдателей считает их беспочвенными. Создание макрорегионов не нужно воспринимать, как шаг по будущему слиянию существующих субъектов, это переформатирование межрегиональной политики и, главное - роли руководителей федеральных округов, считает координатор "Экспертного клуба" Зауралья Дмитрий Серов.
"Как вы помните, в свое время округа создавались для придания устойчивости Российской Федерации в целом, выполнили важную роль - блокирования регионального сепаратизма и обеспечения в России единого правового поля. С этими функциями федеральные округа справились. Сейчас полпреды ведут работу по контролю за исполнением указов и поручений президента, вообще по исполнению важнейших федеральных законов, это очень нужная, важная работа. Однако, время идет и, очевидно, требуется осмыслить опыт существования института полномочных представителей и самих федеральных округов. Мое мнение - назрел вопрос иного плана – федеральным округам требуется придать не сколько контролирующую, надзорную роль, сколько реальные рычаги экономического и административного характера", - поделился с Накануне.RU своим мнением эксперт.
По его словам, Курганская область в рамках макрорегиона может добиться адекватных тарифов за счет создания единых условий во всей пространственной структуре. Они, в свою очередь, будут создаваться за счет перераспределения ресурсов в рамках реализации межрегиональных проектов, сейчас такого механизма нет.
"Некоторые крупные территориальные образования имеют огромные природные ресурсы, обладают по сравнению со своими соседями сверхдоходами и за все эти годы мы, прямо скажем, не увидели каких-либо серьезных проектов межрегионального сотрудничества в Зауралье, когда крупный нефтедобывающий регион, к примеру, инвестировал бы (причем совершенно к своей выгоде) средства в экономику соседа. Единичные примеры есть, но системы, к сожалению нет. Никто не спешит предоставить Курганской области и более низкий тариф на электроэнергию, так как это связано с определенными нормами регулирования в этой сфере - тариф в Зауралье, условно, становится ниже, но где-то в другом регионе надо пойти на небольшой рост. Хотя он будет все равно значительно меньше, чем нынешний тариф в Курганской области. То есть одних усилий региональных властей в этом плане уже недостаточно. Федеральное правительство по ряду объективных причин не сможет оперативно и эффективно "расшивать" подобные вопросы в достаточно узком региональном масштабе", - говорит Серов.
Руководитель макрорегиона, если он будет, может обладать правом координировать деятельность администраций субъектов, предполагают эксперты. В таком варианте устройство структуры напоминает систему полпредств. Ямальский политолог Кирилл Истомин не исключает, что после появления структур они станут конкурировать с президентской надрегиональной надстройкой.
"Это инициатива, направленная на экономику, ликвидации барьеров в сотрудничестве между субъектами. Полпредства и макрорегионы на этом уровне могут соперничать. Не думаю, что в рамках стратегии ожидается передача полномочий между властями северных регионов, усиление кого-то отдельного. Про вопросы объединения до президентских выборов говорить как минимум нецелесообразно", - поделился с Накануне.RU своим мнением эксперт.
Невозможно контролировать и управлять слишком масштабным единым организмом, это еще один аргумент в пользу сохранения нынешнего федеративного устройства, говорит Дмитрий Серов.
Федеральные законодатели тоже сохраняют спокойствие, депутат от Тюменской области Владимир Сысоев отмечает, что основная задача макрорегионов – создание точек экономического роста за счет упрощения вопросов транспортной доступности, привлечения инвестиций, оказания услуг.
"15-20 лет назад создавалась ассоциация "Сибирское соглашение", тогда власти северных регионов на этой площадке осуждали многие вопросы для более быстрого решения – это своеобразный макрорегион. Как показывает практика, мы снова вернулись к обсуждению этой темы. Думаю, инициатива хорошая, вопрос в том, как она будет реализована. Макрорегион, о котором мы можем говорить, это, конечно, Дальний Восток, по которому в стране действуют десятки законодательных актов. Там работает ТОР, упрощающий многие вопросы. Наверное надо такой передовой систематизировать и все лучшее из него применить в новых макрорегионах", - говорит Сысоев.
Бывший депутат Госдумы, югорский парламентарий Михаил Сердюк добавляет, что тенденции в экономике уже "съедают" границы между государствами и субъектами. И вопрос о создании каких-либо искусственных надстроек может сняться с течением времени. Объединение областей не ускорит, а, напротив, затормозит процесс.
"Объединение областей только усложнит ситуацию, поскольку вся административная власть, начиная от муниципалитетов и заканчивая региональными чиновниками, год-полтора будут заняты наведением лоска в хозяйстве. Начнутся передислокации, отставки, только на притирку будет бессмысленно потрачено несколько лет", - рассказал Накануне.RU Сердюк.
Именно чиновники, а не население будут противиться таким реформат, отмечает депутат Тюменской областной думы Михаил Селюков.
"Населению важнее, чтобы на территории того или иного муниципального образования жизнь была комфортной, а название региона вторично. Периодически эта тема объединения "матрешки" всплывает, но у нас сегодня достаточно стабильная ситуация. Работа выстроена мудрым руководством трех губернаторов и депутатским корпусом, поэтому я думаю, что та конструкция, которая есть, оптимальна".
Ксения Теплякова, Михаил Белокрылов