"Им нужно было накачать рейтинг Тарасова и убирать Калинина". В суде по делу Сандакова допросили бывшего советника экс-главы Озерска
В суде по делу бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова допросили начальника информационно-аналитического отдела Собрания депутатов Озерского городского округа Сергея Зюся. Свидетель рассказал об избрании бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова, о планах Сандакова и Цыбко снять Александра Калинина с поста главы города и об избирательных кампаниях в 2011 и 2012 годах, передает корреспондент Накануне.RU.
Свидетель рассказал, что познакомился с обвиняемым в августе 2010 года, когда стал советником главы города Александра Калинина, Сандаков тогда вел избирательную компанию бывшего сенатора Константина Цыбко. По словам Зюся, Сандаков позиционировал себя "как друг Цыбко, а тот как друг Юревича". Быстро установил взаимоотношения с озерскими депутатами, предприятиями и СМИ. Отличался напористым нравом. После выборов в ЗСО курировал Озерск, внутреннюю политику и взаимодействие со СМИ.
Отвечая на вопрос прокурора об отставке экс-главы администрации ЗАТО Виктора Трофимчука, свидетель сообщил, что Цыбко и Сандаков вмешивались в работу сити-менеджера, на это лично жаловался Трофимчук, а после того как вмешательство усилилось, он написал заявление на увольнение.
В конце марта Сандаков прислал на почту Зюся резюме Тарасова для Калинина и потребовал организовать приезд Тарасова в город. Показать ему округ, а также устроить встречу с главой Озерска. Как отметил свидетель в разговоре, Сандаков подчеркнул, что "это ваш будущий сити-менеджер, все согласовано".
При этом, как утверждает Зюсь, сам Тарасов при встрече ссылался на поддержку Цыбко, Сандакова и Юревича, но по нему было видно, что он не сильно хотел быть в Озерске. "Было ощущение, что он считает нас за быдло", - отметил он.
Тарасов позиционировал себя как богатый человек. "Это отвратительно, когда он говорил, что его костюм стоит дороже администрации", - указал свидетель.
Когда Тарасов стал сити-менеджером, работать с ним было тяжело. "Человек он закрытый, а СМИ боялся, как огня", - добавил он. Характеризуя Тарасова по просьбе стороны защиты, свидетель указал, что "Тарасов иногда был психологически неустойчив и подвержен чужому влиянию". При этом добавил, что "местами он был очень адекватным человеком".
После избрания главы администрации Сандаков поставил задачу создавать позитивный образ Тарасова. Сам экс-сити-менеджер, по словам свидетеля, в этом вопросе был несильно сведущим, но ссылаясь на Сандакова, периодически говорил, что нужно больше про него писать в СМИ и показывать по телевидению.
Говоря об избирательных кампаниях в 2011 и 2012 годах, Зюсь рассказал, что принимал участие в предвыборных совещаниях, задача которых была работать на информирование жителей, чтобы они пришли на выборы. При этом он не помнил, принимал ли участие в этих совещаниях сам Сандаков. В суде он указал точно, что не получал деньги от обвиняемого на агитацию. На вопрос прокурора, собирал ли Сандаков деньги с глав на обеспечение выборов, Зюсь ответил: "Не знаю, как это вообще возможно?".
В ходе допроса он утверждал, что теневого избирательного фонда не существует, а сам он не участвовал в агитационных мероприятиях за "Единую Россию", поскольку не является членом партии. Калинин и Тарасов, по словам Зюся, в ходе избирательной кампании устраивали встречи с трудовым коллективом, ходили по дворам, в целом "создавали общую позитивную атмосферу". При этом Тарасов в этом участвовал "крайне мало".
На вопрос прокурора, имели ли значения для руководителей Озерска результаты выборов, свидетель коротко ответил: "Я не помню, чтобы они тряслись за выборы".
На выборах в марте 2012 года, по словам Зюся, было еще меньше оргработы и информационного шума. При этом он отметил, что Сандаков в них никакого участия не принимал.
Затем свидетель обвинения заявил, что считает, что Цыбко и Сандаков готовили отставку Калинина. "Им нужно было накачать рейтинг Тарасова и убирать Калинина", - подчеркнул он. По мнению Зюся, на место главы они хотели поставить менее сильного человека, чтобы "у Тарасова был карт-бланш".
При этом сам Тарасов, по словам свидетеля, хотел работать в другом месте – министерстве промышленности или Магнитке. "В Магнитку жить?" - спросила прокурор. "Править" – лаконично ответил он.
Говоря о финансовых отношениях, Зюсь рассказал, что дал в долг Тарасову 1 млн руб., которые он копил на покупку автомобиля. Свидетеля это обстоятельство удивило, как он уточнил, Тарасов стал плохо выглядеть и плохо себя чувствовал. На вопрос, зачем ему нужны деньги, он ответил, что на операцию. Позже свидетель узнал, что он также занимал деньги у Калинина.
Когда же начался допрос стороны защиты, свидетель занервничал и периодически вступал в перепалку как с Сандаковым, так и с его адвокатом. На вопрос обвиняемого, откуда у него была такая сумма денег, он ответил, что накопил, но отвечать на вопрос, какая у него была зарплата в этот период, не стал. При этом на вопрос судьи о доходах, он пояснил, что в настоящий момент зарабатывает около 40 тыс. в месяц, в тот период зарабатывал чуть меньше.
Отвечая на вопросы Сандакова о выборах, Зюсь сообщил, что не получал деньги на проведение выборов от Тарасова, не давал деньги на агитационные материалы СМИ и не делал отчетов по агитационной работе в СМИ. На вопрос, совершал ли он действия, способствующие избранию "Единой России", свидетель заявил, что "никакой преференции партии не оказывал".
Затем защита представила суду отчет по агитационной работе в СМИ под подписью Зюся. Свидетель согласился, что подпись похожа на его, но не помнит, относится это к выборам или нет.
В частности, в отчете прописаны следующие пункты: "Количество упоминаний губернатора", "Количество упоминаний ЕДРО", "Количество упоминаний Тарасов", "Количество упоминаний Калинин".
На вопрос, что в данном документе означает "ЕДРО", свидетель ответил, что не может пояснить, но предположил, что это означает "Единая Россия".
"Человек просто врет. Он сказал, что не имел никакого отношения к избирательной кампании и к действиям Сандакова по организации избирательной кампании в Озерске. Почему он это говорит? Потому что, мы уже вынуждены говорить об этом публично, что денежные средства, о которых идет речь в уголовном деле, это денежные средства, которые использовались в неких агитационных мероприятиях "Единой России". Весной 2015 года, когда концепция обвинения была другой, что Сандаков руководил избирательной кампанией, тогда они не видели в этом угрозы, тогда Зюсь по просьбе следователей принес ему максимум документов, подтверждающих участие Сандакова в общественно-политической деятельности Озерска. И в том числе этот документ – анализ упоминаемости в СМИ основных политических деятелей, подписан лично Зюсем. Этот анализ именно Зюсь передавал Сандакову ежедневно. И ничем иным, как организацией предвыборного процесса, этот документ объяснить невозможно. Человек в суде предпочитает лучше сказать, что не понимает, что значит "ЕДРО", чем нарушить вводную тех, кто его послал говорить неправду", - отметил адвокат Сергей Колосовский, комментируя итоги заседания в ходе перерыва.