23 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Эксперты призвали урегулировать споры по новому налоговому режиму для "нефтянки" в этом году

Переход на новую систему налогообложения дополнительного дохода (НДД) в нефтянке важен, однако этот режим пока не станет идеальным. Такое мнение выразили аналитики VYGON Consulting, представившие в Москве исследование об основных направлениях налоговой реформы нефтяной отрасли, передает корреспондент Накануне.RU.

Основные направления налоговой политики на ближайшую трехлетку предусматривают возможность полной отмены таможенных пошлин и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов для пилотных проектов. К решениям о реформе налогового режима привела сложность системы и "конфликт" тенденций: в последнее время Минфин регулярно ожесточал налоговое бремя через НДПИ, повышение ставок, а компании, понимая, что отдельные проекты или категории запасов становятся нерентабельными, выбивали льготы.

В России, в отличие от других стран-экспортеров нефти, нет дополнительного налогообложения прибыли от добычи. Работа над НДД началась больше года назад. Текущий проект НДД, по оценке специалистов VYGON Consulting, обладает сбалансированными свойствами и в чем-то отражает представление о том, как такой налог должен выглядеть. Однако на данном этапе он не предназначен для масштабирования на всю отрасль. Во-первых, потому, что отказаться от системы льгот при тиражировании НДД не удастся, подчеркнул главный экономист компании Сергей Ежов. Проект предусматривает введение НДД для новых (гринфилдов) и старых (браунфилдов) месторождений. Браунфилдам, имеющим льготы, будет невыгоден переход на НДД, подчеркнул аналитик. 

Таким образом, для минимизации бюджетных рисков нельзя полностью уйти и от сохранения высокой ставки НДПИ. "Почему мы считаем правильным оставить НДПИ? Если мы полностью уйдем от НДПИ, как предлагали при разработке системы налога на финансовый результат (НФР), мы просто обязаны будем ввести более высокую ставку НДД - 70-85%. Анализ показывает, что в этом случае мы не соберем налоги, сопоставимые с сегодняшними поступлениями в бюджет. Поэтому мы вынуждены оставлять налоги в виде валового показателя. При этом если остается НДПИ, мы вынуждены давать льготы", -  сказал, в свою очередь, директор по развитию бизнеса VYGON Consulting Антон Рубцов.

Минфин и Минэнерго сегодня расходятся в оценке сроков, в которые должен быть реализован переход к новому налоговому режиму для "нефтянки". Авторы исследования полагают, что срок необходимо уменьшить.

"В чем исходная проблема? Поскольку Минфин хочет отменить экспортные пошлины, это приведет к тому, что те, кто получает льготы на пошлины, останутся ни с чем. Чем дольше отменяются пошлины, тем дольше можно заработать на этой льготе. Очередь сегодня за этими льготами выстроилась большая. Если до недавнего времени этой мерой пользовались около 8 объектов, то сейчас в очереди десятки компаний, которые хотят этим механизмом поддержки скорее воспользоваться, пока Минфин не закрыл лавочку. И все-таки этот технический вопрос - не самый сложный в истории с НДД. Думаю, что к разумному компромиссу ведомства придут", - выразил мнение управляющий директор компании.

По его мнению, надо уменьшить срок перехода:

Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз, конкурс профмастерства, нефть, газ|Фото: Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз

"Сам принцип добровольности перехода на НДД отражает возможность налоговой оптимизации. Удлиняя срок,  вы даете возможность большим объектам оптимизировать свою налоговую нагрузку. С точки зрения государства, это не очень хорошо. Минфин же хочет конвертировать это в добровольно-принудительный переход, отменив пошлины. Компании должны понимать, что пошлины будут отменены. Если их с 2018 года отменять, то вся эта дискуссия о сроках теряет смысл".

На данном этапе предлагается некий "компромиссный шаг", на который вынуждено пойти государство, фактически загнав себя в угол. НДПИ существенно снижается, но дополнительная ставка вынуждена устанавливаться на уровне 50% НДД.

"Начинается игра, в которой трудно выйти на оптимальное решение… Надо либо подкрутить гайки и смириться, что какие-то компании потеряют прибыль, либо бюджету пойти на риск снижения доходов, надеясь на то, что система станет более гибкой. Но она не станет гибкой. Это иллюзия, которую не надо испытывать… Реформа, по большому счету, предполагает видоизменения в налоговой системе в лучшую сторону, с точки зрения принятия инвестиционных решений, но она радикально не изменяет баланс между налогами", - считает управляющий директор VYGON Consulting Григорий Выгон.

НДД - тема хорошая, но не такая уж идеальная, отметил он. "В целом регуляторы изначально неправильными решениями насоздавали сами себе проблем, которые в некоторых случаях не имеют оптимального решения… Это не будет новый нормальный универсальный режим, это будет режим чуть получше, но с определенными проблемами", - сказал Выгон. Тем не менее, аналитики надеются, что в этом году будет утрясен спор по НДД. "Решение вводить НДД, как пилотную систему, выглядит правильным. Это обеспечивает возможность в будущем привнести определенные донастройки системы. Важно, чтобы сегодня регулятор об этом заявил отрасли, чтобы она не строила догадки. Сейчас мы слышим, что есть новая налоговая система, которая будет введена, заменит льготы, и жизнь будет хорошая. Это не так. Это либо переговорная позиция, либо иллюзия. Эту проблему необходимо решать", - прокомментировал Рубцов.

"Вводить НДД нужно, тестировать проект. То, что есть сегодня, это неправильная, неустойчивая система, которая будет порождать новые проблемы, связанные с отсутствием прироста добычи нефти, потерями бюджета", - согласился Выгон.

Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в комментарии Накануне.RU заявил, что не видит рисков в переходе на НДД, однако считает, что новый налоговый режим должен носить универсальный характер. Он напомнил, что попытка перейти на более гибкую систему налогообложения "нефтянки" была и прежде. Так, Ханты-Мансийская дума около года назад инициировала законопроект о налоге на финансовый результат нефтяных компаний. Он до сих пор не рассмотрен даже в первом чтении. Против него выступал Минфин, потому что законопроект о НФР носит локальный характер - там указан конкретный ряд месторождений… Идея хорошая, но проект не носит универсального характера", - сказал он.  

Чтобы минимизировать риски бюджетной системы, Минфин инициировал обсуждение о налоге на добавленный доход. Как отметил Завальный, НДД больше подходит для новых месторождений, тогда как НФР - подходит для месторождений с определенной долей разработки. Глава профильного комитета предположил, что в законе о НДД будет доработана конвергенция двух подходов. 

|Фото: газпромнефть


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Предыдущие новости на эту тему:

Ранее 20.12.2016 08:26 Мск Нефтяникам предложено компенсировать выпадающие доходы от перехода на НДД ростом добычи на других месторождениях
Ранее 14.09.2016 08:05 Мск СМИ: НДД для нефтяников введут с 2018 года
Ранее 22.12.2015 07:37 Мск В Правительстве обсуждают ставку НДД для нефтяников в 60-70%
Ранее 11.12.2015 08:08 Мск Минфин и Минэнерго договариваются о "гибридном" налоге для нефтяников взамен НДПИ

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС