"Коллективный Тунгусов" распался? Пока депутатам описывали плюсы транспортной реформы, Липович был отправлен в отставку, а нововведения отложены
Внедрение новой транспортной схемы в Екатеринбурге перевернуло все с ног на голову в администрации города. Сегодня этот вопрос обсуждался на заседании комиссии ЕГД. Чиновники мэрии отчитывались, как уже 1 июля горожане поедут по-новому, а народные избранники хватались за голову. В это же время стало известно про отставку главного идеолога "транспортной реформы" - вице-мэра Евгения Липовича, а сразу после заседания - про то, что внедрение схемы маршрутной сети отложено аж до 2019 года. Почему "серый дом" вдруг снова перестал работать единой командой и связана ли такая хаотическая несогласованность действий с принятием решений по губернаторам в Москве - читайте в материале Накануне.RU.
Проблема внедрения новой схемы движения общественного транспорта в Екатеринбурге не сходит с уст горожан уже несколько месяцев. С 1 июля этого года планировалось отменить большинство маршрутов общественного транспорта – в общей сложности более 100. Вместо них – внедрить новые, так, чтобы ездить пришлось дольше, с пересадками и за большую цену - 13 января РЭК одобрила повышение стоимости проезда до 28 руб. с 1 февраля.
Сегодня на заседании комиссии Екатеринбургской городской думы острый вопрос рассматривали депутаты. В качестве докладчиков выступили председатель комитета по транспорту администрации города Игорь Федотов и руководитель фонда "Город PRO" Андрей Толмачев. Они отвечали на вопросы народных избранников порядка двух часов, однако, по всей вероятности, зря. Хотя парламентарии к заседанию подготовились и вопросов было много.
В частности, депутат Дмитрий Сергин сходу поинтересовался, как у чиновников обстоят дела с ГИБДД, которая к новой схеме отнеслась весьма критично.
"У ГИБДД было много замечаний и от Суслова (ранее и.о. главы ГИБДД Екатеринбурга, - прим.), и от Демина (глава Госавтоинспекции Свердловской области, - прим.). ГИБДД категорически против выделения полос, особенно на двухполосных улицах. Кроме того, вызвали вопросы и пересадки, потому что в этом случае придется переходить дорогу, что может мешать движению транспорта, создавать помехи", - заявил Федотов, добавив, что речь идет о 66(!) пересадочных точках.
Что касается выделенных полос, то по словам чиновника, вопрос действительно спорный, и "надо понять, кому отдавать приоритет - водителям или пассажирам".
Примечательно, что на вопрос депутатов относительно количества личного автотранспорта в Екатеринбурге Федотов представил старые цифры - актуальные аж на 2015 год (!): на 1 тыс. жителей - 420 автомобилей.
Свое возмущение планами на "выделенки" высказал депутат Юрий Дозорец, который принимал участие в строительстве екатеринбургского метрополитена и о транспорте знает немало.
"Что касается двухполосных дорог, логика такая: если будут пробки - будем выделять, чтобы полностью коллапс произошел, если пробок нет - не будем выделять? Мы все живем в Екатеринбурге и прекрасно знаем, что там, где две полосы, одна всегда полностью занята припаркованным транспортом. Что там останется тогда? Можно фантазировать все, что угодно, но по факту так и есть! Зачем вообще надо было делать эту революцию? Может быть, надо было постепенно?" - возмутился Дозорец.
Показательна позиция главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана по вопросу выделенных полос.
"Выделенка должна быть даже на двухполосных дорогах. Парковка вдоль дорог - это вопрос ГАИ! Кто из водителей попадет в этот коллапс - пересядут в общественный транспорт", - заявил мэр.
На вопрос Дмитрия Сергина относительно тарифов на повременные маршруты ясности от мэрии не удалось добиться никакой.
"Предложения по тарифам определены. Пока озвучивать не хочу. Официально они будут представлены в четверг", - заявил Федотов.
При этом, отвечая на вопрос Александра Хана на эту же тему, чиновник уточнил, что повременный тариф - это для пользователей "Е-карты", которых в настоящее время всего 53% от общего числа пассажиров общественного транспорта. Любопытно, что "Е-карта" - детище частной компании "Исеть" и полный монополист на этом рынке. Правда, сохранится и проезд "за наличные" - 28 руб. за поездку.
Народный избранник в свое время высказал удивление, как Екатеринбург, который позиционирует себя как туристический центр и которому вскоре принимать ЧМ-2018, будет привлекать туристов, которые "как в Европе" не смогут купить проездной, оплатить проезд банковской картой и, в целом, останутся в весьма невыгодном положении.
На этот вопрос Федотов ответить затруднился. Впрочем, как и на вопрос депутата Олега Хабибуллина, который поинтересовался плановыми показателями загрузки общественного транспорта после "реформы". Речь шла о трафике и пассажиропотоке. Однако, ни Федотов, ни Толмачев так и не смогли понять, о чем их спрашивали. В конце концов, выяснилось, что таких показателей у них нет - не просчитали.
Не смог внятно ответить Толмачев и на вопрос Хабибуллина относительно опыта работы фонда с аналогичными по масштабности проектами. Руководитель "Города PRO" вспомнил про американского эксперта Джареда Уокера с "огромным опытом", специалистов в сфере IT, однако про свой фонд предпочел умолчать.
"На мой взгляд, однозначно, что мы делаем все через... Вы говорили, что один из из критериев "транспортной реформы" - экономика, но у вас даже нет никаких расчетов!" - заявил по итогам обсуждения вопроса Юрий Дозорец.
Депутаты было решили создать рабочую группу по новой схеме, но сразу после заседания стало известно об отставке вице-мэра Екатеринбурга, идеолога "транспортной реформы" Евгения Липовича, а следом - и вовсе о том, что реформа отложена до...2019 года(!).
Показательно, что выступавший на думе Игорь Федотов (а надо полагать, что глава комитета по транспорту администрации города - не последний человек в "сером доме", и, наверняка, в курсе основных "веяний" в мэрии) ни слова не сказал о переносе сроков. Напротив, речь шла о внедрении новой схемы именно с 1 июля этого года.
По мнению наблюдателей, решение об отставке Липовича хоть и витало в воздухе давно, но именно сейчас стало все-таки неожиданным, а сам перенос реформы и вовсе... оказался сенсацией. В политическом истеблишменте отмечают почти хаотическую несогласованность действий внутри команды "серого дома" и даже намекают на распад "коллективного Тунгусова" (Владимир Тунгусов - бывший "теневой мэр" Екатеринбурга, значительно усилившийся на посту вице-мэра после ухода Аркадия Чернецкого и в мае 2016 года перешедший на работу в областную администрацию). При этом, опрошенные Накануне.RU эксперты затруднились ответить на вопрос, человеком чьей команды является Липович - Чернецкого или Тунгусова, но работавший в свое время в мэрии политолог Александр Пирогов назвал Липовича "человеком сити-менеджера Александра Якоба". Именно с Якобом также ассоциируется у горожан внедрение транспортной реформы, ведь утверждал новую маршрутную сеть именно он. И, по мнению наблюдателей, его кресло в последнее время тоже качается - на него претендует первый заместитель Алексей Кожемяко, который считается креатурой Владимира Тунгусова. Таким образом, былого согласия в команде мэрии уже нет, но, вероятно, начинает выстраиваться новая конфигурация.
Впрочем, по мнению политолога Руслана Мухаметова, все это не отменяет типичного стиля поведения мэрии, ведь именно такой формат принятия решений в целом характерен для администрации города.
Достаточно вспомнить и само появление новой схемы движения общественного транспорта - какой-то предварительной информационной работы с населением не велось. Можно здесь отметить и спонтанный варварский снос Краснознаменной группы и Ордена Ленина, когда в одно утро горожане проснулись и не нашли шпилей на привычном месте - на Плотинке.
"Думаю, что причина здесь в приближающихся губернаторских выборах. Никто не мог дать гарантию, что 1 июля, после внедрения новой схемы, обстановка в городе будет спокойной накануне выборов главы региона. А они являются ключевыми. Что касается взаимоотношений исполнительной и законодательной ветвей власти, думаю, решение было принято городской администрацией в сжатые сроки. Они только поставили опять всех перед фактом, перед принятым решением", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU Руслан Мухаметов.
По его словам, не считаться с мнением общественности администрация в итоге не смогла.
Депутат Госдумы Андрей Альшевских назвал перенос внедрения транспортной схемы на 2019 год победой здравого смысла. "Конечно же, все совпадения случайны, что визит губернатора Евгения Куйвашева и его первого зама Владимира Тунгусова в Москву совпал с решением администрации города", - прокомментировал он ситуацию.
По некоторым данным, Евгений Куйвашев и Владимир Тунгусов действительно направились в Москву. Официально Куйвашев в Москве будет принимать участие в Координационном совете к ЧМ-2018. Неофициально возможны новые встречи по грядущим губернаторским выборам. К тому же, в столице в последние дни участилось принятие кадровых решений по регионам - за два дня заменены главы Пермского края и Бурятии.