Китай готовится выстроить "новый порядок" в Азии без Северной Кореи?
На фоне эскалации кризиса вокруг ракетно-ядерной программы КНДР, неожиданные предложения зазвучали в китайских СМИ. Издание Global times опубликовало статью под названием "Сможет ли Пекин создать новый порядок в Северо-Восточной Азии"? Global times считается рупором националистических настроений в Компартии Китая, которые она не публикует в официальных изданиях. При этом краеугольными для китайского национализма темами являются антияпонская риторика и воспоминания о роли китайских народных добровольцев в Корейской войне.
Тем интереснее, что такое издание, предлагая новый порядок в регионе, основное внимание уделило созданию зоны свободной торговли с Японией и Южной Кореей, а сотрудничеству с КНДР - не уделило совершенно.
Учитывая многочисленные противоречия, Китаю без общей стратегии трудно самостоятельно определять повестку в Северо-Восточной Азии. В эпоху глобализации и региональной интеграции намечаются положительные знаки в отношениях Китая с соседями. В этом отношении большие надежды возлагаются на трёхстороннее соглашение о свободной торговле с Японией и Южной Кореей.
Чтобы рассеять взаимное недоверие, Пекин может взять инициативу по сближению и интеграции на себя.
Во-первых, следует как можно скорее подключать Токио и Сеул к стратегии "Одного пояса – одного пути", пишет издание. Ранее Япония выражала настороженное отношение к этой инициативе, а позиция Южной Кореи по этому вопросу до сих пор неясна. Однако сотрудничество в экономике будет способствовать и улучшению регионального сосуществования, в частности, разрешению территориальных споров.
Во-вторых, три страны могут построить новую систему свободной торговли и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
В-третьих, развитие туризма в Северо-Восточной Азии (уже сейчас число туристов, перемещающихся между КНР, Японией и РК, достигает 20 млн человек) поможет разрушить барьеры в коммуникации между народами.
Немаловажно и то, что трёхстороннее сотрудничество может изменить структуру региональной безопасности. В настоящий момент Токио и Сеул по этому вопросу однозначно находятся на стороне Вашингтона, что является наследием Холодной войны и не отвечает требованиям настоящего момента.
Что касается Севера, то китайские СМИ отмечают, что КНДР является другом Китая, но ядерная программа Пхеньяна наносит вред китайским национальным интересам. Поэтому Пекин и поддержал санкции ООН, хотя и с оговоркой: Китай не преследует, в отличие от США, цели уничтожить северокорейскую экономику и свергнуть правящий режим, но намерен лишить КНДР возможности производить ракеты и ядерное оружие.
Ранее Пекин получил три причала в северокорейском порту Расон в пользование сроком на 50 лет. Кроме того, создан совместный промышленный комплекс, общая площадь которого составляет 65 кв.км. Это превышает изначально оговоренную площадь в семь раз. Китай построит в Расоне объекты транспортной, логистической и энергетической инфраструктуры. Сообщается, что транспортная связь зоны Расон с Китаем будет осуществляться беспрепятственно. Для этого КНР также должна построить 55 км железной дороги и аэропорт. Одна из пристаней Расонского порта арендована Китаем ещё с 2008 года, однако, по оценкам экспертов из КНР, инфраструктура самой специальной экономической зоны находится в слишком плачевном состоянии, чтобы двустороннее экономическое сотрудничество было эффективным.
Таким образом, Китай, продвигая политику глобализации, столкнулся с тем, что его внешнеэкономическим интересам ближе политические противники, чем считающаяся союзной Северная Корея.
С другой стороны, указанное трёхстороннее соглашение сталкивается с рядом трудностей на пути к реализации.
Японская газета The Japan times отмечает, что переговоры о создании трёхсторонней зоны свободной торговли идут уже около трёх лет, но пока что заканчиваются безрезультатно. Некоторые наблюдатели полагают, что процесс переговоров блокируется южнокорейской стороной, так как Сеул желает иметь конкурентное преимущество над Японией на китайском рынке, извлекая выгоду из двусторонних соглашений с КНР.
Южнокорейская The Korea Herald, в свою очередь, напоминает, что решение США о выходе из Транс-Тихоокеанского партнёрства может укрепить позиции Китая в АТР. Кроме того, Южная Корея заинтересована в развитии зон свободной торговли со странами АСЕАН и, таким образом, движется в сходном направлении с КНР, которая с теми же государствами развивает идею экономического интеграционного объединения RCEP.