ФАС рассказала об итогах проверки тарифов в Пермском крае: расходы завышались в разы, а "сетевики" связаны с чиновниками правительства
Комиссия Федеральной антимонопольной службы рассказала об итогах проверки работы Региональной службы по тарифам Пермского края и анализа установки тарифов сетевых и теплоснабжающих организаций. Работу РСТ руководитель управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин емко назвал "бардаком": отсутствие ряда документов, завышение трат, аффилированность компаний с чиновниками краевого правительства – такие нарушения найдены регулятором. ФАС ждет разъяснений от коммунальных компаний, после чего тарифные дела будут рассмотрены в Москве. Некоторые выводы ФАС должны заинтересовать силовиков, передает корреспондент Накануне.RU.
На пресс-конференции, посвященной итогам проверки, Дмитрий Махонин отметил, что ФАС, в первую очередь, проверяла пермскую РСТ, аналогичные проверки проходят в Тюменской области и ряде других субъектов. Проверка была связана с обращением общественных организаций, представляющих интересы потребителей коммунальных ресурсов. Комиссия изучила документы за 2014-2017 гг., которые были основанием для установки тарифов на тепло и электричество. Итоговый акт ФАС занимает 120 страниц, рассказал Махонин.
Комиссия проверила обоснованность тарифных решений по пермскому филиалу компании "Т Плюс" и компаниям, входящим в группу: "Пермская сетевая компания", "Березниковская теплоснабжающая компания", "Инвестспецпром". Самый проблематичный вопрос с "Т Плюс" - отсутствие в учетной политике организации разделения затрат по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, из-за чего сложно определять прозрачность тех или иных цифр, которые учитываются при формировании тарифа. Раздельный учет закреплен законом и обеспечивает экономическое обоснование тарифа.
По статье "затраты на фонд оплаты труда" комиссия обнаружила признаки удвоения затрат между тарифами на тепловую и электрическую энергию. Штатная численность предприятия большая и достаточно внушительная, отметил Махонин. Расходы по статье "ремонт основных средств" не подтверждены документально: в материалах тарифного дела нет дефектных ведомостей, акты выполненных работ без подписей. Также комиссия не нашла документов, подтверждающих фактически понесенные расходы компании, затраты на расходы банков пермского филиала "Т Плюс" утверждены РСТ в 32 раза больше, чем подтвержденные. Вопросы есть к расходам на аренду, обязательное страхование, обслуживание долга – ряд из них незаконно заложены в тариф.
Часть нарушений, выявленных в "Т Плюс", повторяется в "Пермской сетевой компании", кроме того комиссия обратила внимание на неисполненные решения судов. "Комиссия, изучив всю историю судебных процессов по оспариванию тарифов, запросила обоснование регулятора относительно неисполнения или ненадлежащего исполнения решений, связанных с тарифом, и пересмотра решений", - сказал Махонин.
В "Березниковской сетевой компании" нарушения касаются добровольного страхования, аренды, расходов по долгам. В "Инвестспецпром" недостаточно обоснован фонд зарплаты, расходы на услуги управляющей компании. Также ФАС нашла необоснованные тарифы у электроснабжающих организаций, ситуация в территориальных сетевых компаниях, которые подверглись проверке, "совсем плохая": "Договоры аренды фиктивные, не подтверждены ремонты, нет штатных расписаний и инвестиционной программы, хотя включены в тариф расходы на них. Выявлены факты полумошеннических действий по приобретению электроэнергии".
Кроме того, по словам Махонина, несколько организаций аффилированы с должностными лицами правительства Пермского края: "Эти материалы будут переданы в правоохранительные органы для дальнейшего исследования".
Махонин отметил, что пока комиссия не получила ответа от проверенных организаций, разъяснения они должны предоставить в течение 15 дней: "На сегодняшний момент говорить о том, что мы на 100% уверены по цифрам и доводам, которые легли в акт, мы не можем, но считаем, что основные положения и базовые принципы имеют место".
По мнению ФАС, нарушений достаточно, чтобы принять решение о пересмотре материалов тарифных дел на заседании комиссии в Москве.
"Мы не хотим, чтобы проверка закончилась так же, как проверка КСП, где были громкие заявления, потом депутаты надавили на председателя КСП, он не выдержал и сдался. Мы хотим довести работу до конца, вникнуть в каждый расчет и пересчитать тарифы. Мы хотим, чтобы расчет был экономически обоснованным, соответствовал действующему законодательству и был прозрачным. Основная проблема – отсутствие прозрачности в регуляторике в Пермском крае", - отметил глава управления регулирования топливно-энергетического комплекса.
"Мы можем констатировать, что в пермском регуляторе был бардак в части получения документов, их сохранности", - резюмировал Дмитрий Махонин.
Исполняющий обязанности руководителя Пермского УФАС России Антон Удальев добавил, что РЭК в 2016-2017 гг. не сотрудничает с территориальным управлением, хотя законодательство устанавливает обязанность принимать заключение УФАС при принятии тарифов. В ином случае у ФАС была бы возможность выявлять нарушения на стадии принятия тарифов.