Константин Бабкин: Каждый Московский экономический форум приближает отставку Правительства и позитивные изменения
Очередной Московский экономический форум (МЭФ) пройдет 30-31 марта. Заявленная тема "Поворот мировой истории. Новая стратегия России" предполагает не только обсуждение мировых изменений в экономике и политике, но и то, как Россия должна реагировать на эти перемены, чтобы встать на рельсы развития, а не стагнации с ростом менее 1% ВВП в год. Форум соберет на круглых столах десятки экспертов из разных стран, но только "наверху" от этих дискуссий уклоняются. В частности, на мероприятие был приглашен сторонник встраивания России на вторых ролях в западные экономические цепочки Алексей Кудрин. Однако он на приглашение не ответил и, вероятно, так и не появится на МЭФ.
Новая стратегия России – как реальная альтернатива проводимой Правительством экономической политике, но чтобы новую стратегию можно было воплотить в жизнь, нужна политическая воля. Каждый такой форум все больше приближает отставку "либерального" Правительства и перестановки в экономическом блоке. Об этом и многом другом Накануне.RU рассказал сопредседатель МЭФ Константин Бабкин.
Вопрос: Какая главная цель предстоящего форума и какие у Вас ожидания от мероприятия?
Константин Бабкин: Главная цель - еще раз обсудить альтернативу проводимой экономической политике и объединить людей, которые видят перспективу в России, которые верят в Россию, дать им возможность почувствовать локоть друг друга. Ведь все может быть гораздо лучше, чем сегодня.
Мы будем обсуждать и то, что происходит в мире, – отказ или снижение популярности идей глобализма, смещение интересов в сторону защиты национальных интересов различных стран, усиление правых партий в разных странах Европы. Вообще, наблюдается кризис идей глобализации, в том числе экономический, и мы, конечно, должны обсудить то, как должна реагировать наша страна и как правильно выстроить политику, чтобы вернуть себе достойное место в мировой экономике и мировой политике. Уверен, будет интересно.
Вопрос: Вы упомянули об объединении людей, которые видят перспективы в России, это люди вне зависимости от политических взглядов?
Константин Бабкин: Мы работаем над объединением здравых сил уже пятый год. МЭФ и задумывался как проект для того, чтобы адекватные и здоровые силы могли общаться и дискутировать, приходить к общему мнению. Например, в этом году одна из пленарных дискуссий будет называться "Какая стратегия развития будет работать в современной России?". Там будут выступать и Сергей Глазьев, и Борис Титов, и известный экономист из Китая Ванг Вен. Будут и представители реального сектора, промышленники.
Все вместе будем обсуждать, какой должна быть стратегия. Ее общий смысл известен - реализовать потенциал страны можно через создание условий для развития производства в России, а именно несырьевого производства. Те люди, которых я назвал, выработали определенные принципы такой стратегии. И я в том числе участвовал в Торгово-промышленной палате в разработке здравой, правильной стратегии.
Вопрос: В общих чертах, что подразумевает эта стратегия?
Константин Бабкин: Она подразумевает и более низкие налоги, и более мягкую кредитную политику Центробанка, и поддержку наших производителей на внутреннем и на внешнем рынках. Это и более дешевые сырьевые ресурсы на внутреннем рынке за счет грамотной экономической политики. Если мы все это сделаем, то у нас начнет бурно развиваться производственный сектор, который за собой потянет и развитие науки, и востребованность образования, и улучшение социальной и демографической обстановки.
В принципе, правильная стратегия известна - это новая индустриализация и развитие производства – другого пути я не вижу, и не верю, что он возможен. Если в России невыгодно производить, то Россия всегда будет больной страной, как бы мы ни боролись с коррупцией. Даже если в оборонный сектор будем вкладывать, то он без гражданского машиностроения в долгой перспективе не сможет оставаться конкурентоспособным. Поэтому нужна новая индустриализация.
Вопрос: Ранее Вы говорили, что приглашали Алексея Кудрина на дискуссии – он ответил?
Константин Бабкин: Ничего не ответил. Это известный подход "гайдаровской школы" - они себя считают великими экономистами, а от дискуссий на содержательные вопросы просто уклоняются. И я знаю почему - при открытых обсуждениях экономических вопросов они будут выглядеть просто смешно. Ведь в чем состоит стратегия Кудрина? Он написал в частности "программу 2020" – он убеждает нас всех, что состояние кризиса — это нормальное состояние для России, и это новая "нормальность", поэтому призывает смиряться с этим, встраиваться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях. То есть это стратегия деградации России. Поэтому, что ему дискутировать с людьми, которые говорят о развитии? Ему это просто не нужно, и он делает вид, что Московского экономического форума будто нет. Ну, это его выбор.
Вопрос: Но, наверное, у Кудрина есть свои поклонники? После 25 лет насаждения "либеральной экономики" идет противостояние смене политического курса?
Константин Бабкин: Я езжу по регионам, вчера вернулся из Ростова, где общался и с представителями областной администрации, и с мэром, и с простыми людьми, рабочими завода "Ростсельмаш" – в регионах нет этого либерального непонимания и неуважения к производству. Чем дальше от Москвы отъезжаешь, тем люди четче понимают, что без развития сельского хозяйства, без восстановления заводов нормальную жизнь в России не построишь. Поэтому никакого противодействия в регионах как раз нет. Там наши союзники находятся. А наши оппоненты, противники индустриализации, сосредоточены в "гайдаровской школе" – Высшей школе экономики - и они в регионах практически не бывают. Им это все неинтересно, им нужна "борьба с инфляцией", членство в ВТО, поездки в Женеву. Наши оппоненты находятся не в регионах, а в столичных кабинетах.
Вопрос: Если столичные кабинеты Правительства, экономического блока упорствуют, не хотят делать очевидные позитивные шаги, то какой срок еще есть до их отставки?
Константин Бабкин: Это извечная тема, поменяться все может в любой момент, который никогда не предугадать заранее. А поменять Правительство можно достаточно быстро, для этого нужна политическая воля руководителя страны. За 2-3 месяца можно навести порядок, принять определенные кадровые решения, и страна сразу почувствует движение вперед: начнется экономический рост, рост зарплат, рост поступления налогов.
Все есть для развития, нет только воли руководства страны. Когда она появится, для меня большая загадка. Поэтому мы и проводим МЭФ - чтобы этот момент приблизить. Как говорится, "этот день мы приближали, как могли".