"Граждан запугивают". Чиновникам рассказали о том, как насаждаются системы персонального учета в школах
В Общественной палате РФ прошло обсуждение законопроекта по внедрению информационной системы (ИС) "Контингент обучающихся", которая задумана как единая база данных всех учащихся страны. Мнения общественности разделились: одни считают ИС единственным способом навести порядок в обращении персональных данных, другие полагают, что намерение "всех посчитать" приведет всех россиян в электронный концлагерь, передает корреспондент Накануне.RU.
Впервые о "Контингенте" стало известно еще в конце 2014 г., когда вышло распоряжение Правительства РФ "Об утверждении концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам". В нем было обозначено, какими данными ребенка предполагалось наполнить систему. Согласно документу, для первого и второго этапов внедрения ИС "Контингент" необходимы: свидетельство о рождении, медицинская карта, паспортные данные родителей, СНИЛС; для третьего: сведения об успеваемости, участии в олимпиадах, спортивных и творческих достижениях, чтобы составить "портфолио".
В декабре 2016 г. Владимир Путин отклонил документ, пояснив, что закон должен установить перечень конкретных сведений, содержащихся в федеральной и региональной системах, а также определить лиц, которые получат доступ к таким сведениям, и их ответственность.
В Кремле пояснили, что, отклоняя закон, президент принял во внимание возникшую общественную озабоченность и посчитал необходимой доработку закона в целях защиты интересов родителей и детей.
Как показало сегодняшнее обсуждение в ОП, общественная озабоченность действительно есть. Хотя хозяева переговорной площадки пытались доказать, что недовольные – в меньшинстве.
"Часть общественных палат в регионах сказали "да" системе "Контингент", потому что данная инициатива упростит принятие управленческих решений, поднимет информационную открытость и прозрачность, а также качество оказания услуг населению. Ряд общественных палат, которые не составляют и трети общественных палат, высказали опасения относительно того, к чему может принести такая инициатива. Отдельные коллеги сказали, что риски связаны с нарушением неприкосновенности частной жизни и установлением тотального контроля за каждым гражданином", - сказал во вступлении председатель комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Александр Русаков.
Директор департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ Михаил Попов попытался успокоить противников "Контингента" тем, что все и так давно "пронумерованы". Для удобства.
"Мы все имеем телефоны, у каждого телефона имеется номер, у каждого человека есть номер телефона. Я думаю, что многие из вас живут в квартирах, они каждый день приходят домой и открывают дверь подъезда, набирая код, чтобы войти в квартиру. Многие ездят на автомобилях, каждые имеют свои номера. Это сделано не чтобы посчитать, а чтобы было удобно. Это простое очевидное решение", - поведал чиновник.
По словам Попова, после напутствия президента законопроект был дополнен пунктами, защищающими персональные данные граждан. В новой редакции, которая сейчас отправлена на рассмотрение специальной комиссии, прописано, что сведения в ИС не будут выходить за рамки данных, связанных с образовательным процессом учащихся.
Кроме того, предоставление данных в систему будет добровольным.
"Если родитель против участия в системе, он имеет полное право в ней не участвовать, – заявил Попов. – Но те преимущества, которые получают дети или родители, входящие в систему, намного выше чем у тех, которые должны, например, стоять в очередях и брать справки".
Таким образом, утверждает чиновник, "Контингент" несет только пользу российским гражданам: помогает детсадам и школам справиться с огромным документооборотом, защищает персональные данные, "которые много лет хранятся на зарубежных серверах".
Представители общественных организаций выразили свое мнение о "Контингенте": рассказали о принуждении родителей регистрироваться на портале "дневник.ру", принадлежащем компании из офшоров, о том, как персональные данные детей оказываются в системе без согласия законных представителей.
"Все школы и всех родителей заставили оцифровать своих детей. Удалось загнать всю страну в "ящик Пандоры" – в незащищенную систему "Контингент", "Граждан запугивают, что, отказавшись сдавать данные, их дети могут не сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Либо вы не владеете этой информацией, либо лукавите", - заявили общественники.
Защитники "Контингента" же решили обратить критику системы в пользу "обновленного Контингента".
"Мы и пытаемся навести порядок! Вы выступаете за поддержку бардака, пока у нас нет федерального закона. Мы хотим сделать упорядоченную логистику и защитить ваши права. Мы с вами в одной лодке", - ответил Михаил Попов, чем вызвал новую волну недовольства.
Представитель департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ Олег Качанов уверен, что "Контингент" позволит снизить издержки.
"Мы определили перечень организаций, которые имеют права доступа к этим сведениям. Вряд ли какие-то из них могут быть использованы для целей ювенальных технологий, о чем говорят общественники", - заявил чиновник.
В противном случае, для лиц, допустивших использование данных в незаконных целях, наступит ответственность, пояснил он.
Общественников аргументы не убедили. Многие высказали предложение отказаться от подготовки "Контингента".
"Контингент" несостоятелен даже юридически: нарушает Конституцию и имеет ювенальную подоплеку. Возникнет рынок детей, которые окажутся в заложниках у системы образования. Учителя будут шантажировать родителей тем, что позвонят в опеку, если откажутся предоставлять персональные данные", - рассказала представитель "Родительского всероссийского сопротивления" Анна Кульчицкая.
Модератор дискуссии терпеливо отвечал, что мнения будут учтены, а в завершение сравнил "Контингент" со скандальным ЕГЭ.
"Когда создавали ЕГЭ, шли тем же путем. И есть мнение, что сегодня ЕГЭ – последнее, что удерживает систему образования, как единую. Примерно это же пытается решить и данный законодательный акт", - заключил Александр Русаков.