Медведев прощупывает трассу? Премьер заявил о плохом состоянии дорог в регионах и нехватке денег на их ремонт
Большая часть федеральных трасс за последние годы приведена в нормативное состояние, но состояние региональных дорог ухудшается, заявил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании о дорожном хозяйстве Омской области. Федеральные субсидии не помогут отремонтировать все дороги, заявил премьер, добавив, что надо "думать над тем, каким образом решать эту задачу в дальнейшем". Решение уже есть: разработан проект о распространении системы взимания платы с большегрузов "Платон" на региональные трассы и грузовики меньшей массы. На волне протестов дальнобойщиков, которые, к слову, продолжаются, но замалчиваются федеральными СМИ, экспансия "Платона" остановилась. Однако, очередное "денег нет" из уст главы кабмина намекает на единственно возможный источник средств на ремонт дорог - кошельки водителей.
Более 70% федеральных трасс удалось привести в нормативное состояние, заявил Медведев в Омске: "Это движение, которое наметилось в последние годы. Но по региональным дорогам ситуация гораздо хуже: лишь порядка 40% соответствуют эксплуатационным требованиям".
В федеральном бюджете заложены средства на проект "Безопасные и качественные дороги", в рамках которого будут отремонтированы дороги в 37 крупнейших городах, субсидии выделяются и по программе развития сельских территорий.
"Эти средства запланированы, но, естественно, они не закроют всех проблем. Нужно думать над тем, каким образом решать эту задачу в дальнейшем. Надо подумать о перспективе – каким образом все эти вопросы планировать с точки зрения финансов как на федеральном, так и на региональном уровне", – сказал премьер.
На вопрос, где еще взять денег на ремонт дорог, отвечал уже Минтранс. Министерство ратовало за отмену льгот в системе "Платон", одновременно чиновники заказали экспертизу эффективности распространения "Платона" на транспорт массой от 3,5 т. Эксперты дали отрицательное заключение, но сомнительным видится и польза сборов за проезд по федеральным трассам. Хотя дорожники рапортуют о неоценимом вкладе "Платона", на деле сборы от него едва покрывают работу оператора, компании "РТ-инвест транспортные системы", якобы близкой к семье Ротенбергов (50% компании принадлежит Игорю Ротенбергу).
Нельзя забывать, что региональные дорожные фонды с началом работы "Платона" лишились части средств из-за скидок по транспортному налогу. В том числе и по этой причине, а также из-за объезда платных федеральных участков по региональным дорогам в Госдуме появились проекты о расширении зоны действия "Платона". Последний из них - проект Краснодарского края в декабре был направлен в комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который рекомендовал доработать законопроект при рассмотрении в "нижней палате". Заключения профильного комитета по бюджету, который ранее блокировал похожую инициативу, в базе ГД пока нет.
Сами дальнобойщики практически не сомневаются, что рано или поздно "Платон" придет в регионы, но убеждены, что это приведет к еще большим потерям как для бюджета (существенная часть средств уйдет на строительство инфраструктуры), так и для репутации властей.
"Не понимаю, почему власти продолжают продвигать "Платон", закрывая глаза на очевидный рост протестной активности. Мы, водители, платим слишком много налогов, и этот вопрос не снят. Кроме того, "Платон" очень похож на коррупционную схему. Если, несмотря на наши протесты, власти будут поддерживать "Платон", то он, конечно, появится и на региональных трассах, но пока что дальнобойщики в регионах этому сопротивляются", - рассказал Накануне.RU свердловский активист Наиль Нигаматуллин.
В Объединении перевозчиков России готовятся провести заседание для координации дальнейших действий и обсуждения будущего "Платона". Перевозчики настаивают, что развитие системы даст меньше средств на ремонт дороги, нежели ее отмена с одновременным повышением акциза.
"Наши специалисты посчитали, что если добавить 1 руб. в акциз, прибыль составит 68 млрд руб., в то время, как планка по доходам "Платона" - 40 млрд руб., 10 млрд руб. из которых нужно отдать оператору. Так рентабельная ли эта система? На самом деле деньги на ремонт дорог берут с акциза и транспортного налога, но не из средств "Платона", где за год удалось собрать 16 млрд руб. В конце концов, добавьте 2 руб. в акциз и можно будет получить уже 136 млрд руб., которые можно направить на ремонт дорог, а не отдавать кому-то. Нельзя допускать, чтобы "Платон" добрался до регионов, это не даст пользы", - заявил Накануне.RU организатор тюменской стачки Владимир Ардашов.
Обсуждения внедрения аналогов системы "Платон" на региональных и местных дорогах на данный момент не идут, заявил на днях заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов. По его словам, любые попытки регионов ввести такую плату без изменения федерального законодательства незаконны. Однако напомним, идею в свое время поддерживал непосредственно министр транспорта Максим Соколов.