"Вспышка сибирской язвы – случайность, но все поголовье и некоторых людей мы прививаем", - замглавы департамента здравоохранения Ямала
На Ямале продолжается вакцинация животных против сибирской язвы. Делают уколы и людям. При этом все слухи о том, что кто-то мог пострадать или умереть от вакцины, объявляются беспочвенными, рассказал в разговоре с Накануне.RU заместитель директора окружного департамента здравоохранения Александр Долгополов.
"Самое главное – вакцинирование животных, потому что человек может заразиться только от больного животного. Если все животные будут привиты, то люди будут дополнительно защищены. Остаются экзотические возможности заражения – пылевой, некоторые другие, но они даже в мировой практике единичны", - отметил чиновник.
Он уточнил, что животных прививают и в этом году – это продолжение прошлогодней работы.
"Плановой вакцинации подлежат зоо- и ветеринарные работники, люди, занимающиеся предубойным содержанием скота, а также убоем, снятием шкур, разделкой туш. Сюда же относятся те, кто собирает, хранит и на начальном этапе транспортирует сырье животного происхождения, оленеводы и члены их семей с 14 лет. В этот же список попадают все, кто пасет оленей, медработники инфекционных отделений больниц, которые будут работать с заразившимися, если такие будут. Прививки ставят вахтовым работникам, медработники на тех землях, которые неблагополучны по сибирской язве, а также сотрудникам лабораторий, которые работают с опасным материалом", - сказал Долгополов.
Под опасными понимаются земли, где есть зарегистрированные скотомогильники. Это не обязательно может быть целым районом. При этом если захоронение официально не зарегистрировано, прививку никому не сделают.
"В 2016 г. мы ставили прививки, случаев сильных реакций не было. Были единичные случаи, когда кто-то говорил о болезненности в месте укола, покраснениях, уплотнениях. Все это проходило за два – три дня. И то, люди говорили об этом только после того, как их спрашивали. Наблюдали за людьми постоянно. Ни о каких смертях от прививки и речи не идет. Если бы после прививки умер человек, да даже просто было бы серьезное осложнение, всю партию прививки тут же бы изъяли, прошла бы глобальная проверка", - сказал чиновник.
Долгополов уточнил: какого-либо прогноза, случится ли в этом или последующих годах вспышка, подобная прошлогодней, нельзя.
"Вспышка сибирской язвы – случайность. Прогноза никто никакого сделать не может. Учитывая, что у нас 75 лет не было ни одного случая заражения. Спрогнозировать, во-первых, что где-то что-то растаяло, я не могу, поскольку не знаю. Во-вторых, сказать, что именно из-за этого и случилась вспышка, нельзя – олени где-то скушали ягель с почвы, которая была заражена сибирской язвой. При этом споры сибирской язвы активируются только в пищеварительном тракте животных, притом травоядных, у которых щелочная среда. В желудке человека это заболевание не развивается, проходит "транзитом", не причиняя вреда", - сказал сотрудник департамента.
Кроме того, жаркое лето – не всегда признак того, что язва "всплывет" в том или ином месте.
"В 1995 г. было жаркое лето, в конце сентября еще собирали грибы. Почти не было дождей. Потом был еще один какой-то жаркий, 2002 или 2003 г., горела тундра. И никто не заразился", - резюмировал Александр Долгополов.
Добавим, по данным пресс-службы департамента здравоохранения, По состоянию 11 мая, против сибирской язвы привито 827 человек, что составляет 138,3% от плана. Ревакцинировано 4 тыс. 644 человека или 56,2% от плана на год. Наиболее активно и в больших объемах вакцинация идет в Ямальском, Приуральском, Тазовском и Надымском районах.
Напомним, в 2016 г. в Ямальском районе от вспышки сибирской язвы погибло более двух с половиной тысяч животных. В больнице оказалось 97 человек, умер ребенок. Впоследствии замруководителя Россельхознадзора Николай Власов заявлял: фактически после перестройки на Ямале не прививали оленей против сибирской язвы. Хотя выпасаются животные в неблагополучной зоне. Позже глава арктического региона Дмитрий Кобылкин признал, что отмена вакцинации на Ямале – большая ошибка.