Против данных Кузнецовой представлены шокирующие цифры – в России из семей изымается более 300 тысяч детей в год
В России из семей изымается более 300 тыс. детей в год, почти 40% изъятых в 2015 году детей вернулись в семьи, заявила член Совета Федерации Елена Мизулина. Данные о количестве таковых случаев сенатор представила в ходе состоявшейся сегодня, 30 мая, пресс-конференции, передает корреспондент Накануне.RU.
"Наш анализ показал, что реальная цифра изъятия детей из семей с перемещением детей в разные учреждения и другие семьи — достаточно произвольных изъятий — в 2015 году (мы брали именно 2015 год, поскольку располагаем официальной статистической информацией 2015 года) составила 309 тыс. 441 ребенок — минимум. При этом 87% детей, то есть более 270 тыс. изымались временно и размещались в разные учреждения, в первую очередь — профессиональные. И, спустя какое-то время, в том числе — 11−12 месяцев — 38% из них вернулось в семьи", - сказала Мизулина.
Поясняя смысл такого огромного числа изъятий детей из российских детей, Мизулина заявила: "Реальная цифра изъятий или "оборот детей", как мы говорим — это особенность ювенальной юстиции в России — больше 300 тыс. детей в год. Это число изъятий необходимо для того, чтоб обеспечить наполняемость различного рода учреждений и других замещающих институтов, потому что за это теперь платятся деньги. Это все социальные услуги разного рода, которые оказываются ребенку и семьям".
Эта информация сенатора существенно расходится с данными уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, работой и "соглашательской позицией" которой все больше недовольны общественные родительские организации. 15 мая омбудсмен заявляла, что "официально зарегистрированных нарушений (по незаконному изъятию детей из семей) фактически нет, их единицы, это официально выявленные нарушения прокуратурой".
При этом, президент РФ Владимир Путин дал поручение Общественной палате, уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и Минтруду проанализировать случаи изъятия детей из семей.
Как рассказал Накануне.RU представитель екатеринбургского отделения Родительского всероссийского сопротивления (РВС) Алексей Банников, детский омбудсмен предоставляет президенту РФ "недостоверную и неполную информацию" о количестве случаев изъятия детей из семей.
"Кузнецова заявила, что в России, оказывается, случаи отбирания детей носят единичный характер, — сказал активист РВС. — Но мы-то знаем, что это не так. В одной только нашей [Свердловской] области было несколько случаев, хотя у нас не самый ювенальный регион. А вот в Краснодарском крае или Поволжье бывают такие ужасы, что волосы дыбом на голове встают".
Конфликт общественников и детского омбудсмена связан и с созывом Общественного совета при уполномоченном, в который были приглашены в том числе сторонники так называемых ювенальных технологий.
"Работа совета не заладилась, и в итоге оттуда вышли руководители самых крупных родительских организаций", — сказал активист.
В частности, как ранее сообщало Накануне.RU, объединение покинула председатель РВС Мария Мамиконян. По её словам, сразу после назначения Кузнецовой на пост детского омбудсмена в родительской организации появилась надежда на её "бескомпромиссную позицию" в связи с "разрушением российских семьей" ради корыстных и частных интересов, однако ожидания эти были обмануты, а взгляды Кузнецовой и РВС разошлись.
Кроме того, общественников смутил визит уполномоченного по правам ребёнка в Финляндию, совершённый "в том числе для обмена опытом".
"Она идёт на сотрудничество с представителями страны, где ювеналка действует в наиболее лютой форме, — отметил Банников. — Это, к сожалению, свойственно в целом скандинавским странам. Там детей забирают без суда и следствия, и потом родителям очень сложно вернуть их, в отличие, например, от Германии, где такая практика тоже есть, но родителям оставляют шанс вернуть детей в семью".
Анна Кузнецова в Финляндии
Такая позиция Кузнецовой представляется защитникам семьи "странной". Говоря об этом, представитель екатеринбургского отделения РВС напомнил позицию бывшего детского омбудсмена при главе государства Павла Астахова, который "проводил достаточно жёсткую политику" в этой сфере, в отличие от Кузнецовой, имеющей "соглашательскую" и "умиротворительную" позицию.
"Мы считаем, что семьи надо защищать решительно. Никаких соглашений с ювенальщиками быть не может", — подчеркнул Банников.
По словам сенатора Мизулиной, ювенальная система в стране имеет и коммерческий интерес.
"Увеличилось число детских домов и прочих учреждений временного пребывания детей, разных некоммерческих организаций, проектов и программ, работающих с кризисными семьями, — отметила сенатор. — Когда-то органов опеки было 4 тыс., а сейчас — 11 тыс.".
Член Совфеда сослалась на западный опыт, который, по её словам, подтверждает, что неограниченные полномочия ювенальных органов неизбежно приводят к злоупотреблению ими.
"Выявляя так называемые неблагополучные семьи, система формирует рынок оборота детей, рынок услуг, — отметила Мизулина. — Сколько вам надо в этом году детей-сирот для обеспечения наполняемости учреждений, столько у вас и будет".
Елена Мизулина
При этом политик подчеркнула, что ничего не имеет против приёмных семей и заботы учреждений о своих кадрах.
"Но только это нельзя делать ценой разрушения кровных семей", — сказала она, добавив, что именно это и происходит на данный момент в России, особенно после вступления в силу федерального закона "Об основах социального обслуживания".
"Кстати, в правительстве даже не скрывают тот факт, что в целях сохранения инфраструктуры и кадров вся эта система и была принята", — отметила Мизулина.
Затем она назвала категории семей, находящихся в зоне повышенного ювенального риска: это малоимущие семьи; семьи, проживающие в коммуналках и общежитиях; семьи в процессе развода; семьи, в которых один из родителей потерял работу или заболел; а также семьи без родителей, где дети воспитываются бабушками и дедушками.
Как сообщил корреспонденту Накануне.RU активист Алексей Банников, в РВС также обеспокоены "стратегией детства", которую планирует принимать правительство РФ, и в связи с этим в разных городах страны на данный момент проводятся одиночные пикеты.
29 мая серия одиночных пикетов прошла в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Хабаровске, Красноярске, Калининграде, Саратове, Липецке, Тольятти, Кемерово, Таганроге, Ростове-на-Дону и многих других городах. Более того, планируются и массовые акции.
Георгий Малания