Корабелы в Севастополе ждут шагов от Овсянникова. Судьба легендарного ЦКБ "Черноморец" под вопросом
Заявленный ранее на 15 июня митинг работников севастопольского государственного унитарного предприятия центрального конструкторского бюро (ЦКБ) "Черноморец" против фактической ликвидации предприятия так и не был проведен. В правительстве города создана рабочая группа, которая взялась изучать проблему. Но пока нельзя сказать определенно – идет ли речь о реальных планах властей развивать судостроительную отрасль, то ли просто борьба за помещения в центре города-героя поставлена "на паузу" в целях недопущения новой протестной активности, передает корреспондент Накануне.RU.
Поводом для очередного конфликта в Севастополе и фактических протестов против действий врио губернатора Дмитрия Овсянникова и его правительства послужило постановление от 8 июня. Документом предусмотрено вхождение ЦКБ "Черноморец", предприятия с 70-летней историей, в состав ГУП "Севастопольский морской завод". Что характерно, на сегодняшний день в составе ЦКБ фактически числится около 40 человек трудового коллектива, включая такие службы, как аппарат управления, бухгалтерия и т.д., на "Севморзаводе" - не более 40 человек. Оба предприятия за последние годы фактически не работают. Тем не менее, с желанием Овсянникова оказались не согласны прежде всего в ЦКБ. Основной причиной ликвидации "Черноморца" в самом ЦКБ называют желание "приватизировать" те помещения в центре города, которые исторически занимает предприятие. По некоторым данным, ранее были планы выселить корабелов из здания в центре и переселить туда чиновников.
ЦКБ "Черноморец" было основано в 1947 году по распоряжению Политбюро ЦК КПСС. Курировал проект лично нарком Лаврентий Берия. Предприятие специализировалось на разработке документации для среднего ремонта и модернизации военных судов и судов вспомогательного флота. Обслуживало в первое время Северный, Балтийский, Черноморский флот и Каспийскую флотилию. Позже сфера разработок сузилась — в основном КБ переключилось на корабли ЧФ. Министерство судостроительной промышленности считало "Черноморец" базовой организацией по судоремонту. В советские времена на предприятии работало 1 тыс. 200 человек.
"Мы думаем, что причиной реорганизации путем нашего присоединения к неработающему "Севморзаводу" является интерес к тем помещениям, которые мы сегодня занимаем. Нам говорят, покажите заказы, покажите объем работ, которые выполняет сейчас бюро. Мы говорим – мы готовы довести численность наших конструкторов, инженеров до 60 человек, по заказам сегодня идут переговоры, но если нас сейчас ликвидировать, то, естественно, никаких заказов не будет", – заявил Накануне.RU председатель профсоюзной организации ЦКБ "Черноморец" Анатолий Михайленко.
По словам нашего собеседника, одной из главных проблем в реорганизации и ликвидации предприятия ЦКБ "Черноморец" является гигантский архив (более 2,5 млн единиц хранения) конструкторского бюро. Равноценных помещений для размещения архива чиновники Севастополя почему-то не предусмотрели.
Плачевное состояние ЦКБ обсуждается в Севастополе уже давно, но как только стало известно о готовящейся на 15 июня акции корабелов из ЦКБ в виде митинга, в правительстве Овсянникова оперативно собрали совещание по данному вопросу. 13 июня прошла встреча руководства ЦКБ (присутствовал в том числе и главный критик Михайленко) с вице-губернатором Ильей Пономаревым, по ее итогам решено было создать специальную рабочую группу по урегулированию вопросов.
Фактически правительственный чиновник заверил, что речи о ликвидации предприятия не ставится: другое дело, что накопившиеся проблемы в судостроительной отрасли Севастополя решать нужно.
"Сегодня у нас около 40 конструкторов заняты различными работами по профилю, повторяю, будут заказы, в любой момент численность коллектива может быть увеличена. Например, у нас продолжают плодотворно трудиться группа электриков, другие специалисты в узких областях, нельзя говорить, что предприятие не функционирует!" – уверен Анатолий Михайленко.
Создавшееся положение прокомментировал и Вячеслав Аксенов, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Севастополя по бюджету. "Объем работ ЦКБ "Черноморец" многократно уменьшился, разработки устарели. Давайте говорить откровенно – нужно по одежке протягивать ножки, и если предприятие сегодня не может за счет выполнения заказов содержать помещение в центре города, то, возможно, нужно переезжать. Присоединяться к другому предприятию и пытаться вместе найти свою нишу", – говорит Аксенов.
Некоторое время назад врио губернатора Дмитрий Овсянников поручил реанимировать "Севморзавод" в частности и судостроительную отрасль в целом. По данным правительства Севастополя, сейчас доля судостроения, судоремонтных работ в экономике города не превышает 6%. В отрасли со всеми натяжками (простои в работе, ожидание заказов и т.д.) заняты порядка 3 тыс. человек, при этом в основном – на малых предприятиях. Разработанная правительством Севастополя стратегия социально-экономического развития предусматривает до 2030 года увеличение количества занятых в судостроительной сфере до 7 тыс. человек, а город, по задумке чиновников, должен превратиться в центр черноморского судостроения и судоремонта.
Что удастся осуществить из задуманного, покажет будущее, в котором только предстоит найти свое место и коллективу ЦКБ "Черноморец". Но, как видно, пока шаги новой команды севастопольской власти в этом направлении вызывают скепсис. Хотя отмена митинга и демонстрирует начавшийся спустя неделю после выхода постановления о реорганизации диалог.
Следует напомнить, что за неполный месяц (май - июнь) резкий шквал критики получило сразу несколько решений правительства Дмитрий Овсянникова, кандидата в губернаторы от "Единой России": сначала возмущенные горожане вышли на митинг против представленного генплана города, затем ветеранская организация города сообщила о несогласии с увольнением начальника управления транспорта Игоря Козина.