"Пора провести реформу сберегательной модели Кудрина"
Минфин возвращается к схеме единого стабилизационного фонда, как было до 2008 г., министр Антон Силуанов подтвердил планы объединить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. После снижения цен на нефть пополняться они уже перестали, но от идеи складывать излишки в "кубышку" власти отказываться не спешат.
Фонды будут объединены в один, средства из него не будут тратиться на покрытие дефицита бюджета. "Начиная с 2019 г. мы полностью отказываемся от использования средств резервных фондов – финансируем дефицит бюджета исключительно за счет внутренних источников заимствований и небольших внешних источников", – сказал Силуанов.
Ранее он назвал причину консолидации средств резерва - "кубышка" не пополняется при низких ценах на нефть и фактически исчерпана. Однако о реформе сберегательной модели Кудрина речи не шло. Эксперты же уверены, что она необходима.
При сегодняшней концепции сбережения деньги вымываются с рынка, отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Другая проблема - нецелесообразность обслуживания двух фондов с учетом расходования этих средств на пополнение бюджета.
"Минфин предложил их консолидировать, но вопрос в том, что будет происходить с ними в будущем? Долгое время различные политические группы, например, советник президента Андрей Белоусов, выступали за то, чтобы инвестировать средства резервов в более серьезные инфраструктурные проекты либо формировать инфраструктурные облигации, в которые можно вкладывать деньги", - отметил в беседе с Накануне.RU Абзалов.
После окончания "тучных нулевых" все крупные страны занялись диверсификацией систем накопления: Катар, Саудовская Аравия, Сингапур инвестируют во внешний контур, вкладывают в высокотехнологичное производство.
"Сейчас мы уже не можем инвестировать деньги исключительно в американские облигации, пора развивать другие инструменты. Насколько мы готовы к такому "антикудринскому маневру" - вопрос открытый", - заметил он, добавив, что в преддверии выборов борьба за новую схему использования резервных средств будет идти между составителями президентской экономической программы.
В дальнейшем Правительство может отказаться и от единого стабфонда, предполагает доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов. Стабфонд в 2004 г. возник на волне создания аналогичных структур по всему миру, сегодня все они, включая российские, переживают кризис.
"Активы суверенных фондов формируются за счет двух инструментов: банковские депозиты и казначейские бумаги. И те и другие имеют сегодня низкую доходность, по последним данным, четверть мирового рынка государственных долговых бумаг котируются с отрицательными процентами. Фонды, в особенности долгосрочные, уже ничего не дают, пропала иллюзия того, что они смогут обеспечить достойное будущее следующим поколениям", - отмечает Катасонов.
По его словам, реакционное решение Минфина - слить воедино два неработающих фонда - не приведет к какому-то эффекту, так как богатство создается не в бумажках, а в реальном секторе экономики.
"Разворот в его сторону - единственный способ обеспечить текущие потребности, сбалансировать бюджета и обеспечить будущее поколение. Проблемы с пенсионным обеспечением тоже связаны с тем, что система построена на фондах и переживает кризис. В той же Америке многие частные пенсионные фонды обанкротились, государственные еще поддерживаются бюджетом. Эта ситуация позволяет констатировать, что модель финансового капитализма себя исчерпала и дискредитировала. Думаю, что через некоторое время у нас и от консолидированного фонда останется мокрое место - разъединение и соединение не решает принципиальных задач сохранения и приумножения национального богатства", - рассказал он Накануне.RU.
По данным Минфина, на 1 июня в Резервном фонде находилось 932,7 млрд руб., в ФНБ - 4,1 трлн руб.