Правительство утвердило стратегию развития сельхозмашиностроения до 2030 года
Правительство РФ утвердило стратегию развития сельхозмашиностроения до 2030 г., обсуждение документа состоялось на сегодняшнем заседании кабмина, передает корреспондент Накануне.RU. Документ нацелен на насыщение российского рынка отечественной техникой и рост экспорта современной высокотехнологичной продукции сельхозмашиностроения.
По словам министра промышленности Дениса Мантурова, за счет мер господдержки удалось добиться более чем двукратного увеличения объемов производства сельхозтехники, впервые за 20 лет российские машины вернули себе доминирующее положение на отечественном рынке.
На первом этапе реализации стратегии, уже к 2021 г., планируется нарастить долю российской сельхозтехники на внутреннем рынке до 80% при сохранении механизмов стимулирования спроса, но при постепенном снижении уровня поддержки по мере достижения целевого индикатора.
Основной потенциал роста для сельхозмаша на внутреннем рынке связан с сохраняющейся недооснащенностью техникой ( на 1 тыс. га приходится всего три трактора) и высокой степенью износа парка (70% сельхозмашин старше нормативных сроков эксплуатации), сказал он.
"В числе других тенденций, которые мы учли в стратегии, – увеличение сельхозугодий и укрупнение хозяйств сельхозпроизводителей, что определяет постепенную эволюцию модельной линейки. За счёт этого растёт потребность в высокопроизводительной и энергонасыщенной технике мощностью более 200 л.с. Это та ниша, в которой позиции наших машиностроителей наиболее сильны", - сказал Мантуров.
На мировом рынке прогнозируется восстановление спроса с годовыми темпами до 7%.
Чтобы повысить степень локализации планируется поэтапно расширять требования по количеству обязательных для получения господдержки технологических операций, осуществляемых на территории России.
Особое внимание на первом этапе будет уделено продолжению создания новых моделей агрегатов и комплектующих.
"Несмотря на то что с 2014 г. вложения в разработки с участием государства увеличились почти в семь раз, наши машиностроители пока ещё отстают от крупнейших мировых производителей по доле затрат на НИОКР в своей выручке", - сказал Мантуров.
В рамках второго этапа при сохранении мер поддержки экспорта основной упор будет сделан на стимулирование поставок высокопроизводительных экологичных машин, систем автоматизации и роботизации рабочих процессов, обеспечивающих повышение экономичности и ресурсосбережения. "В целом по итогам второго этапа планируем увеличить экспорт до 50% от объёма внутренних отгрузок", - отметил министр.
К 2030 г. загрузку предприятий планируется увеличить до 80% и нарастить производство в три раза.
Основные риски - сложности с дешёвым кредитованием, в части оборотного капитала и изменение курса национальной валюты.
Стратегию одобрил премьер Дмитрий Медведев, отметив, что у отрасли есть неплохой потенциал.