МС-21 не прилетит на МАКС-2017, но станет "звездой" авиасалона через два года
18 июля в Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова начинает работу Международный авиационно-космический салон (МАКС-2017). Наиболее ожидаемая новинка российского авиапрома - авиалайнер МС-21 - не прилетит на авиасалон, но тем не менее стенд, посвященный его разработке, по оценкам специалистов отрасли, не избежит пристального внимания заказчиков. Эксперты рассказали Накануне.RU, с чем связаны главные ожидания от МАКС-2017 и почему выставка будет попыткой реабилитации Минпромторга РФ после "Ле Бурже".
Руководство форума-выставки заявляет, что в нынешнем году мероприятие превзойдет в масштабах МАКС-2015 по количеству экспонентов и стран-участников. Заявки на участие подали 700 российских и 180 иностранных компаний из 36 стран мира, отмечают в пресс-службе авиасалона.
В традиционной на МАКС летной программе предусмотрено выступление восьми пилотажных групп. В небо над аэродромом ЛИИ им. Громова поднимутся 90 воздушных судов. 118 летательных аппаратов будут представлены на статической экспозиции. Отмечается, что впервые посетители увидят пилотажную группу из Объединенных Арабских Эмиратов Al Fursan.
С 18 по 23 июля Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) представит перспективные модели военной, гражданской и специальной авиации.
Так, на экспозиции будут показаны модели многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50, самолета-амфибии Бе-200, учебно-боевого Як-130, тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А, ближнемагистрального пассажирского SSJ100 и другие, уточнили в пресс-службе корпорации. Статическую экспозицию ОАК дополнят истребители МиГ-35, Су-30СМ, Су-35С, фронтовой бомбардировщик Су-34, бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У.
Кроме того, на выставке продемонстрируют учебно-тренировочный комплекс самолета Су-35 и пилотажный тренажер МС-21-300.
От МАКС-2017 ждут пополнения портфеля заказов на продукцию российского авиапрома. Так, "Рособоронэкспорт", уже поставивший авиатехники на $2 млрд в первой половине 2017 года, представит более 160 образцов продукции военного назначения преимущественно для ВВС и ПВО. "Рособоронэкспорт впервые применит новейшие выставочные технологии - голографические мультимедийные каталоги и стол с эффектом левитации. Подобные новинки в области экспонирования иногда вызывают даже больший интерес иностранных заказчиков и потенциальных партнеров, чем новые образцы продукции. Они дают четкий сигнал о том, что компания активно развивается и готова к работе по самым современным стандартам", - комментирует замглавы госкомпании Сергей Ладыгин.
Наибольшие ожидания от МАКС-2017, по мнению экспертов отрасли, связаны с гражданской авиационной техникой. Речь, в частности, идет о двух ведущих отечественных проектах - SSJ100 и МС-21. К мероприятию готовится ряд сделок по этим программам, для этого проведена "большая подготовительная работа", однако заблаговременно анонсировать "приближающиеся" контракты специалисты не спешат. Стоит отметить, что большинство из "новинок" отечественного авиастроения представлены только "заочно".
Так, на МАКС, как рассказал главред АвиаПорт.RU Олег Пантелеев, "не прилетит" столь ожидаемый МС-21. Новинка российского авиапрома будет представлена на экспозиции только в виде макетов, мультимедийных презентаций. Информацию о лайнере можно будет получить и через общение с разработчиком. "Самолет приступил к летным испытаниям в Иркутске в начале прошлого месяца. Но с учетом того, что приоритетом для разработчиков является выполнение обязательств по срокам выхода продукта, было принято непростое, но ответственное решение продолжить полеты в рамках программы испытаний и не представлять первый экспериментальный самолет на салоне МАКС в этом году", - подчеркнул эксперт.
В свою очередь президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнёр гражданской авиации" Олег Смирнов предположил, почему полеты МС-21 на МАКС "оказались под вопросом". По его мнению, у общественности пока нет ясности по поводу его летных характеристик. "Не закончились его заводские испытания, он не получил сертификат, до которого еще очень далеко, летной программы у него, очевидно, не будет", - сказал он.
При этом эксперты надеются, что через два года МС-21 станет "звездой" авиасалона и будет участвовать в летной программе, а у посетителей МАКС в 2019 году появится возможность "детально ознакомиться с новинкой".
А вот ближнемагистральный самолет SSJ100 на МАКС-2017 будет представлен двумя машинами. Одна из них примет участие в программе летных испытаний, вторая будет экспонирована в компоновке для МЧС со специальными медицинскими модулями. "Это машина, которая позволяет оказывать современную высокотехнологичную помощь непосредственно на месте ЧП и техногенных катастроф и даже во время полета производить операции", - прокомментировал Пантелеев.
МАКС-2015
Ключевой новинкой в области малой авиации на МАКС в этом году станет самолет ТВС-2ДТС, спроектированный Сибирским НИИ авиации. Новый самолет создан "по мотивам" Ан-2 и внешне похож на него, отметил главред АвиаПорт.RU. "Несмотря на угадываемые очертания, эта машина имеет цельнокомпозитный фюзеляж, новый двигатель, более высокие характеристики по экономичности, скорости и дальности полета", - добавил он.
Впервые на МАКС-2017 пройдет публичное представление еще одной наиболее яркой новинки - МиГ-35 - современного российского истребителя поколения "4++". Самолет будет представлен на статической стоянке "в интересном оформлении", рассказал Пантелеев.
Истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), напротив, не будет представлен на наземной статической экспозиции. Тем не менее организаторы обещают "удивить" участников и гостей МАКС "демонстрационными полетами" этого самолета.
Большие надежды российского авиапрома связаны с вертолетостроительной промышленностью. Так, посетители МАКС смогут увидеть перспективный модернизированный военно-транспортный вертолет Ми-171Ш-ВН. Как отметили в пресс-службе холдинга "Вертолеты России", он предназначен для "обеспечения действий сил специального назначения при выполнении задач по борьбе с терроризмом". Технический облик вертолета Ми-171Ш-ВН был сформирован с учетом опыта боевого применения вертолетов, в том числе в Сирийской Арабской Республике.
На рынок гражданской авиации будет выведен и вертолет Ми-171А2, который также будет представлен на экспозиции. "Несмотря на то, что вертолет внешне похож на Ми-8, он обладает более высокими летно-техническими и эксплуатационными характеристиками. В ближайшем будущем он получит сертификат и будет готов к покорению мирового рынка. Это будет один из центральных экспонатов для "Вертолетов России", - заявил Пантелеев.
Кроме того, будет показан вертолет "АНСАТ", который уже в этом году активно начал поставляться коммерческим эксплуатантам в России. В частности весьма востребованной оказалась версия для Минздрава России.
К сожалению, на МАКС не будет представлен новейший многоцелевой вертолет Ка-62, первый полет которого состоялся в мае текущего года в Арсеньеве Приморского края. "Машина должна интенсивно летать, поэтому летный образец будет представлен также в 2019 году", - пояснил главред АвиаПорт.RU. "Зато выполнивший первый полет в прошлом году учебно-тренировочный Як-152 не просто будет выставлен на МАКС, но будет принимать участие в летной программе, покажет выдающиеся пилотажные характеристики", - добавил эксперт.
Вертолеты типа Миля и Камова является привлекательным продуктом для западных заказчиков, продолжил, в свою очередь, Олег Смирнов. По его мнению, именно вертолеты во всем спектре продукции отечественного авиапрома конкурентоспособны в мировом авиационном бизнесе. "Жалко, что только в тяжелом классе, а в малой вертолетной авиации, при существовании могучего спектра типа Миль, у нас слабинка. Все дело в том, что государственная политика была перекошена. Когда Минпром перестал обращать на это внимание, мы начали отставать в этом направлении", - прокомментировал эксперт.
В целом предстоящий авиасалон будет "внушительным и объемным", считает Олег Смирнов. На его взгляд, Минпромторг постарается "реабилитироваться" за участие в "Ле Бурже" и представить всю ту продукцию, которую необходимо представлять на подобного плана мероприятиях. Для этого внимание на МАКС будет приковано и к беспилотникам, от которых "сегодня захлебывается весь мир". Не забудут на авиасалоне и про радиолокационное оборудование.
Эксперт также подчеркнул, что содержание выставки покажет, как профильные министры относятся к призыву президента об импортозамещении в авиапроме. Как отметил Смирнов, на экспозиции обязательно должна быть представлена автоспецтехника, в которой российские аэропорты "нуждаются тысячами единиц".