В России могут отменить бесплатный багаж в самолетах
Сегодня Госдума во втором чтении рассмотрит поправки к Воздушному кодексу, отменяющие бесплатный провоз багажа для невозвратных билетов.
Доработки были внесены Белым домом в Госдуму еще в 2014 году, и тогда же были приняты в первом чтении. Однако проект затормозился: поправки ко второму чтению были опубликованы 14 июля, а в понедельник их рассмотрел президентский Совет по кодификации.
Для возвратных авиабилетов поправки предлагают сохранить право пассажира брать багаж минимум 10 кг — по Федеральным авиационным правилам (ФАП) от 2007 года. Но невозвратный тариф "может не предусматривать" бесплатный багаж. Также перевозчик обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета.
Отдельно предлагается внести в Воздушный кодекс нормы по ручной клади. Правила ее провоза остаются прежними и не содержат требований по весу и габаритам: их устанавливает перевозчик согласно правилам Минтранса и эксплуатационной документации воздушного судна. Согласно ФАП, в ручную кладь бесплатно сверх нормы пассажир может взять дамскую сумочку или портфель, зонт, книги и т. д.
Безбагажные тарифы уже есть у ряда авиакомпаний, их вводили для конкуренции с "Победой". Так, S7 разрешает провозить по такому тарифу ручную кладь до 10 кг, "Уральские авиалинии" — место ручной клади до 5 кг и место багажа до 10 кг. Но из-за нечеткости норм перевозчики сталкиваются с претензиями.
Отменить норму о бесплатном багаже еще в 2012 году предлагал Владимиру Путину гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев — наряду с вводом невозвратных авиабилетов и другими мерами по развитию лоукост-сегмента. В октябре 2016 года отмену нормы багажа в 10 кг поддержал Минтранс, против выступала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
По словам экспертов, 1,5 года назад многие перевозчики ввели невозвратные тарифы, которые на 1,5–2 тыс. руб. дешевле, это позволило повысить занятость кресел и улучшить финансовые показатели. От безбагажных тарифов цены на билеты вряд ли заметно снизятся, но разница с "багажными" тарифами может увеличиться до 2–2,5 тыс. руб.
Между тем, замглавы ФАС Александр Редько считает, что введение безбагажных тарифов "вряд ли существенно повлияет на рынок пассажирских авиаперевозок, но может негативно сказаться на качестве услуг", пишет газета "Коммерсант".