Яндекс и Сбербанк создают российский аналог AliExpress за 60 млрд рублей
Яндекс и Сбербанк подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие на базе Яндекс.Маркета. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Яндекса, объединив инфраструктуру и технологии, компании будут развивать "экосистему электронной коммерции", включающую покупку и продажу товаров, в том числе цифровых, а также связанные с этим продукты и услуги. Эксперты считают, что таким образом создается российский аналог AliExpress.
По условиям соглашения Сбербанк вкладывает в Яндекс.Маркет 30 млрд руб. Как говорится в сообщении Яндекса, на момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии. Стороны будут иметь равные доли в компании. До 10% акций компании пойдут на формирование опционного фонда для сотрудников Яндекс.Маркета, который продолжит работать под управлением текущей команды во главе с генеральным директором Максимом Гришаковым. Он войдет в совет директоров Яндекс.Маркета вместе с еще тремя представителями от Яндекса и тремя от Сбербанка.
"У наших пользователей появится много новых возможностей: развитая финансовая и платежная инфраструктура Сбербанка позволит Яндекс.Маркету, например, сделать оплату товара еще проще и безопаснее и предложить новые сервисы – такие как покупка в кредит. Кроме того, инвестиции Сбербанка укрепят позиции Яндекс.Маркета на рынке и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления: логистику, программу "Заказ на Маркете", работу с зарубежными магазинами", - прокомментировал Гришаков.
На данный момент стороны подписали необязывающие документы по созданию совместного предприятия. Сделка будет закрыта после того, как будут подписаны обязывающие документы, проведена комплексная инвестиционная проверка Яндекс.Маркета и получены необходимые регуляторные разрешения. Стороны ожидают закрытия сделки до конца 2017 года.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что сделка достаточно перспективная.
"Торговля в интернете нужна для того, чтобы снизить цену товара, чтобы он доставался покупателю дешевле, чем в рознице. Однако эта сфера имеет определенные ограничения. Есть большое количество товаров, которые у нас называются контрафактными, к примеру, игрушки – не брендовые Star Wars, а, например, Star Wart. Их называют подделками, но по сути это аналоги, которые к нам не допускаются, а потребители очень часто их покупают. Это товар, который пока не попадает в систему. Дело в том, что российский покупатель, когда ему нужны какие-то необычные вещи, обращается на китайские или западные интернет-площадки и там делает заказ. Все это означает огромные потоки денег, которые уходят туда. Естественно, что существует потребность создать аналогичную интернет-сеть, тем более, что Сбербанк имеет огромное количество офисов, в которых, в принципе, мог бы выдавать заказы. Почта России в этом плане показала себя не очень хорошо, особенно на фоне последних скандалов, когда были найдены целые горы вскрытых разворованных посылок. Ниша, на самом деле, если не свободна, то не чтобы и занята – ниша разветвленной сети общероссийского интернет-магазина", - рассказал Накануне.RU Василий Колташов.
Он отметил, что уже есть база для такой работы – Яндекс.Маркет позволяет выбрать товары по самой выгодной цене в зависимости от региона в разных магазинах.
"Но Сбербанк очевидно хочет создавать с Яндексом нечто другое – аналог AliExpress, но так, чтобы это была общероссийская сеть и россиянам было доступно все изобилие товаров. А это означает, что и товары были бы не очень дороги, и масса прибыли была бы очень велика. Поэтому соглашение, как мне кажется, довольно перспективное, вопрос в том, как все это будет реализовано. Возможно, будут допущены грубые ошибки, возможно, мы увидим новые интересные решения. Но на данный момент можно только приветствовать такое соглашение, потому что оно дает возможность создать российский аналог AliExpress", - подвел итог эксперт.
Добавим, AliExpress – глобальная торговая площадка, предоставляющая возможность аудитории из зарубежных стран приобретать товары производителей из Китая. Сайт занимает 47-е место в списке самых посещаемых веб-ресурсов в мире.