Эксперт: Примеру Саудовской Аравии может последовать ряд других стран, закупавших оружие в США
Москва и Эр-Рияд договорились о поставках вооружений, среди которых указываются и новейшие системы ПВО С-400 "Триумф". Сообщается, что ближневосточное королевство готово приобрести не менее четырёх таких дивизионов.
В настоящее время "Триумфы" поставляются на экспорт, первым их покупателем стал стратегический союзник РФ – КНР. По разным оценкам, Пекин приобрёл от четырёх до шести дивизионов. Переговоры с другим традиционным покупателем российских вооружений – Индией идут уже несколько лет, однако пока не завершились подготовкой контракта.
В августе директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев сообщил о примерно десяти готовящихся соглашениях на поставки С-400.
Стоит отметить, что в последнее время наиболее перспективными покупателями "Триумфов" являются не союзники России, а страны, отношения с которыми развиваются неравномерно и которые до недавнего времени не имели с нашей страной сколь-нибудь тесного взаимодействия по линии ВТС, например, Турция и Саудовская Аравия. Последняя в этом году заключает уже третий многомиллиардный контракт на покупку оружия – ранее сделки такого характера были заключены с Китаем и США. Причём, во время визита в Эр-Рияд американского президента Дональда Трампа саудиты заключили с Вашингтоном беспрецедентный договор, подразумевающий закупку вооружений на 110 млрд долларов и дальнейшие поставки в размере 350 млрд в течение десяти лет. В списках поставок тогда значились и системы ПРО THAAD. Заинтересованность ближневосточного государства российскими системами ПВО уже вызвала обеспокоенность в США. О том, станет ли выбирать Саудовская Аравия между российским и американским предложениями, и о том, в какой стадии сейчас находится сделка по С-400, Накануне.RU рассказал директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
Вопрос: Известно ли, на какой стадии находятся наши договоренности по С-400? Идёт ли речь именно о твёрдом контракте?
Игорь Коротченко: Сегодня с комментариями по данному соглашению выступила Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, причём это официальный комментарий, мы исходим из того, что сделка близка к завершению с точки зрения подготовки твёрдого контракта, поскольку подобного рода заявления делаются лишь в преддверии, либо накануне чётко согласованного документа по поставкам подобных систем стране-покупателю. Поэтому контракт либо подписан, либо, скорее всего, находится на стадии подписания. С большой долей вероятности можно говорить о том, что факт поставок С-400 из России в Саудовскую Аравию - это уже практически гарантированная реальность.
Вопрос: Зачем саудитам могут быть нужны одновременно и российский "Триумф", и американский THAAD?
Игорь Коротченко: Саудовская Аравия диверсифицирует свои источники закупок, политика саудитов заключается в том, чтобы делать ставку и на Вашингтон, и на Москву. В данном случае ничего удивительного нет. США - основной поставщик вооружений в Саудовскую Аравию, но то, что Россия сейчас заключила трёхмиллиардную пакетную сделку, для нас это тоже большой успех, и мы, очевидно, будем расширять своё присутствие на рынке Саудовской Аравии.
Значение этой сделки не только в конкретных суммах, но и в том, что примеру Саудовской Аравии может последовать и ряд других стран региона, покупая оружие не только у США и на Западе, но и в России. Делается это потому, что успехи российской операции в Сирии показали, что она - сильный игрок в регионе, и от неё очень много зависит. Теперь от нас зависит ряд событий, которые будут происходить в регионе Большого Ближнего Востока.
Вопрос: Возможно ли, что саудиты теперь откажутся либо от американского предложения, либо от российского?
Игорь Корточенко: Учитывая, что король лично санкционировал данную сделку, королевское слово не может быть отменено, иначе это будет просто потеря лица для саудовского монарха. И в этом плане я думаю, что главное – это то, что официальное заявление сделала ФСВТС, это говорит о том, что контракт фактически отменён быть не может.