22 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC7Kny
Ремонт мебели в Санкт-Петербурге на http://remont.youdo.com/furniture/repair/geo/remont-mebeli-v-sankt-peterburge/.
Цена пробивки отверстия в бетонной стене на http://remont.youdo.com/facing/walls/dismantling-partitions/concrete-wall/other/punchinghole/.
Закажите ремонт мониторов lg на YouDo
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

"Бросили, как кур в ощип": в России началась "девальвация" статуса губернатора

В губернаторском корпусе прошла очередная волна ротации, результатом которой стала смена руководителей в 11 регионах страны. На заседании экспертного клуба "Регион" его участники проанализировали причины и риски выбора такой модели отставок, типы пришедших на посты глав регионов управленцев, а также перспективы врио губернаторов "удержаться" в своих новых креслах. В частности, эксперты заявляют, что федеральные власти стали жестче контролировать ситуацию на местах, и новые назначения произошли с оглядкой не на "чаяния" местных элит и даже не на ожидания электората, а на способность врио глав регионов соблюдать некую "корпоративную" эффективность. На этом фоне политологи отмечают начавшийся при нынешнем кураторе внутренней политики в АП Сергее Кириенко тренд на "девальвацию" статуса губернатора. Подробности - в материале Накануне.RU.

На заседании гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов представил свое видение особенностей произошедшей ротации. Так, он отметил, что прогноз АПЭК о вероятности отставок глав регионов, сделанный в конце сентября, подтвердился практически полностью, добавив, что относительно невысокая вероятность отставки сохраняется и у некоторых других губернаторов.

В целом в эту "поствыборную" волну в отставку ушли 11 глав субъектов. Особенностью нынешнего кадрового обновления, по мнению Орлова, в частности, является ослабление важности учета мнений региональных элит при назначениях со стороны федерального центра. В пример он привел назначения Владимира Васильева в Дагестан и Глеба Никитина в Нижегородскую область.

Кроме того, по словам политолога, с новых губернаторов ожидается более жесткий спрос. "Центр показал, что может заменять их заметно легче, чем еще несколько лет назад", - отметил Орлов.

Для Кремля вовсе не было самоцелью следование определенному тренду в кадровой политике, и назначение "молодых технократов" не было обязательным. "Скорее, можно выделить круг стратегических задач, которые Кремль настроен решать в федеральном масштабе", - добавил гендиректор АПЭК.

Пришедших на смену 11 отставленным губернаторам Орлов классифицировал по семи типам.

Первый - федеральные "молодые" технократы, так называемые "варяги" по отношению к регионам, в которые они были направлены. К ним Орлов отнес Глеба Никитина (Нижегородская область), Александра Цыбульского (Ненецкий автономный округ) и Станислава Воскресенского (Ивановская область). К слову, в Минэке, по словам политологов, уже "вздрагивают" от каждого вызова главы министерства в Администрацию президента, опасаясь, что очередной их "кадр" будет "переброшен" в какой-то нестабильный регион.

Михаила Ведерникова (Псковская область) и Андрея Травникова (Новосибирская область) Орлов выделил в отдельный тип "опытных управленцев".

"Технократ, выходец из региона, с опытом работы на федеральном уровне. Это Андрей Тарасенко (Приморский край)", - отметил Орлов. Дмитрий Азаров, назначенный врио губернатора Самарской области, также отмечен отдельным типом управленцев.

"Региональный политик-"тяжеловес", назначенный врио главы региона, где много лет строилась его карьера - Александр Усс, ставший врио главы Красноярского края. Кстати, сам переход главы регионального заксобрания на пост губернатора является далеко не единичным случаем в последние годы… Хотя Александр Усс выделяется и на этом фоне – в отличие, например, от двух последних указанных фигур, он не работал в команде губернатора-"старожила", а сам оставался опытным игроком региональной политики, сумевшим еще с 1990-х сохранять свои позиции при нескольких сменившихся в его регионе главах", - прокомментировал политолог.

Федеральный высокопоставленный функционер "Единой России" Владимир Васильев, возглавивший Дагестан, также, по мнению Орлова, составляет отдельный тип среди нынешних назначенцев. И в последнюю "классификацию" вошли региональные оппозиционные политики, перемещенные в другой субъект РФ – Андрей Клычков (Орловская область) и Александр Бурков (Омская область). Гендиректор АПЭК акцентировал внимание на том, что Александр Бурков проявил себя как "весьма независимый политик, с опытом серьезной федеральной партийной работы". "Андрей Клычков, насколько можно судить, явными федеральными связями за пределами своей партии не обладает. То есть новый врио главы Омской области будет иметь заметное пространство для маневра, а врио главы Орловской, напротив, будет серьезно зависеть от поддержки и лоббистских возможностей федерального руководства КПРФ", - сказал Орлов.

Как отмечает политолог, большинство новых врио губернаторов не связаны явно не только с регионами, в которые они пришли руководить, но и с влиятельными элитными группами, имеющими интересы в данных субъектах РФ.

Нынешняя ротация показала, что сам "ландшафт" губернаторского корпуса в стране меняется. Политолог Андрей Колядин отметил, что если раньше территориями управляли "сильные и знаковые фигуры, короли и мелкопоместные князья", которые "учили президента и премьера, как себя вести" и имели политический вес на федеральном уровне, то сегодня максимально технократичная, централизованная система ставит все регионы в зависимость от федерального центра. Таким образом, многие назначенцы сегодня призваны исполнительно и эффективно решать поставленные центром задачи, как на "предприятии".

"Есть угрозы, что люди, которые приходят на губернаторские посты, не учтут риски внутриполитические", - считает Колядин. Замена губернаторов прошла в регионах с неспокойными межэлитными отношениями, "которые несут угрозу и президентской кампании", и в ряде субъектов борьба со стороны региональных элит может продолжиться, уверен политолог.

"Битва так и идет в Севастополе, ничего не изменилось в Ярославле, в Кирове идут вспышки… Элиты привыкли сражаться и ведут себя соответствующим образом. Некоторые проявления начались и с новыми губернаторами. Пример - Глеб Никитин (Нижегородская область), который начинает жёсткой рукой править власть в городе, пытается установить некую систему, в которой будет назначаться мэр, которого он уже представил, до того, как выстроены отношения с оппонентами и вопрос решен законодательно", - прокомментировал Колядин. По его мнению, Глеб Никитин может оказаться в той же самой ситуации, как и его предшественник Валерий Шанцев.

Тем не менее запрос на "озеленение" управленческих кадров в настоящий момент существует. "Сейчас все говорят, что после 2024 года должна формироваться новая Россия, где должны быть сильные игроки, которых нужно вырастить. Они должны поработать в губернаторском корпусе с их опытом и талантами, и наиболее ярких можно будет интегрировать в новую среду России", - добавил Колядин.

В свою очередь директор Института избирательных технологий Евгений Сучков выразил мнение, что приход к власти "менеджеров-технократов" никак не отразится на жизни обычного человека, и, возможно, обеспечит серьезные трудности для самих управленцев.

"Я особой системы в плане кадровых назначений я не вижу", - сказал политолог. Он посетовал на то, что у большинства назначенцев, за исключением нескольких человек, нет опыта публичной политики. Кроме того, на их эффективность могут повлиять межбюджетные отношения, при их нынешнем состоянии "менять людей можно до бесконечности", но от этого ничего не изменится, считает эксперт.

"Тот экономический большевизм, который существует у нас в межбюджетных отношениях по схеме "все отнять и поделить", не способствуют никакому экономическому росту регионов, экономической стабильности и развитию. На мой взгляд, перестановки никак не решают эту проблему. Президент Владимир Путин принял правильное решение и отсрочил банкротство целого ряда регионов… В экономике всех регионов, в которых прошли замены, наблюдаются серьезные проблемы", - прокомментировал Сучков.

"По большому счету, глав регионов мне жалко, у меня такое ощущение, что их бросили как кур в ощип", - добавил он.

Несмотря на то, что после новой ротации регионы возглавили люди, которые иногда не имеют никакого отношения к вверенной им территории и соответствующего управленческого опыта, а лишь "кабинетный", ситуация "резко там не обрушится", поскольку ответственность за это взята лично президентом РФ. Такое мнение выразил вице-президент Российской ассоциации политических консультантов, президент компании "Максимов консалтинг" Андрей Максимов. На мощные, резкие, жесткие кадровые шаги способен только действующий президент.

"После этой массовой замены стало понятно, что никакого преемника не будет. Только имея очень мощный личный рейтинг, можно взять на себя ответственность в таком большом количестве регионов, чтобы в предстоящие пять месяцев до выборов президента ситуация там не пошла вразнос", - прокомментировал политолог.

Кадровое обновление, произошедшее в 11 регионах, Максимов назвал "попыткой поправить в очередной раз пошатнувшуюся вертикаль власти". По его мнению, новым главам регионов еще предстоит пройти испытание временем и доказать свою эффективность. Как он напомнил, значительная часть губернаторов, которые были заменены, до этого были назначены на свои посты, однако либо вошли в конфликт с местными элитами, либо оказались не очень эффективными. В пример он привел главу Орловской области Вадима Потомского, который, по словам политолога, не смог найти компромисс не только с хозяйствующими субъектами области, но и с товарищами по партии. За это "управленческое фиаско" отчасти должен взять ответственность лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который активно лоббировал его на эту должность.

Анализируя нынешние назначения, эксперт заявил, что "сомнение вызывает кандидатура Александра Буркова". "Он никогда не был связан с Омской областью, не имеет своей управленческой команды, и его назначение можно воспринимать, как благодарность за то, что он не мешал губернатору Свердловской области избраться в этот раз. Успех того же Ройзмана был связан с тем, что его активно поддерживали, как технического кандидата, ослабляющего господина Буркова на выборах мэра Екатеринбурга. Не знаю, чем это может закончиться, потому что Омск - город непростой, со сложной политической историей, с учетом отставки избранного демократическим путем главы от "Единой России", - добавил политолог.

В целом эксперты не исключают ситуацию, что кто-то из новых губернаторов потерпит неудачу и будет неспособен решить поставленных задач, тем более, что они сегодня характерно подчинены единой федеральной повестке.

"Происходит "девальвация" статуса губернатора, как мы можем видеть, он становится фактически оперуполномоченным президента в данном регионе, его основная задача - наблюдать за ситуацией и своевременно докладывать о ситуации в регионе первому лицу. Губернатор не является публичным политиком, эти электоральные функции, которые он должен выполнять, уже не нужны. Губернатор не является политическим менеджером, потому что функции управления финансовыми потоками постепенно федеральный центр забирает себе", - выразил мнение политолог Максим Жаров.

"Мы видим новых людей, новый стиль назначений, новую волну этих назначений, совершенно определенные ожидаем изменения в политическом процессе региона. Они уже начинают происходить. Прямая управляемость, дешевизна, стремление к очевидно понимаемой эффективности", - подытожил Орлов, прогнозируя во многих из рассматриваемых регионов конфликты, обусловленные контролем над вертикалью и ресурсами.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС