Лидеры Китая и Японии обсудят стратегический ландшафт в Азии
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ рассказал о значительном улучшении отношений с КНР. Как передаёт The Japan Times, в следующем году, когда будет отмечаться сороковая годовщина подписания двустороннего договора о мире и дружбе, новый уровень дипломатического сотрудничества между Токио и Пекином будет достигнут за счёт взаимных визитов на высшем уровне.
В субботу Абэ встречался с председателем КНР Си Цзиньпином в кулуарах саммита АТЭС, а в понедельник провёл переговоры с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном. Китайский лидер также рассказал о "новом старте" в отношениях с Токио.
Абэ рассказал, что Китай даже может стать частью "свободной и открытой индо-тихоокеанской стратегии", если подержит эту идею. С другой стороны, это может быть предостережением против экспансии КНР в Восточно- и Южно-Китайском морях.
Представители китайского руководства ранее достаточно часто посещали Страну восходящего Солнца. В 1978 г. там бывал архитектор китайских реформ – Дэн Сяопин, занимавший тогда пост вице-премьера. Первым "полноценным" визитом на высшем уровне считается визит Ху Цзиньтао в 1998 г.
Однако в последние годы отношения между Пекином и Токио значительно ухудшились. Обе стороны заявляют о своём суверенитете над островами Дяоюйдао (Сэнкаку), Япония регулярно направляет свои корабли для патрулирования Южно-Китайского моря (в этом регионе у неё нет территориальных претензий, однако Токио опасается, что Китай сможет помешать свободе судоходства. А Южно-Китайское море – это критично важная для островной Японии транспортная артерия). КНР выдвигает в адрес восточного соседа ответные обвинения в нарушении суверенитета и попытках переоценки итогов Второй мировой войны.
Кроме того, в Пекине, похоже, скептически относятся к озвученной Абэ и Трампом "Индо-Тихоокеанской стратегии". Неофициальное издание КПК Global Times пишет, что новый термин не указывает на изменение традиционной политики США в Азии, а просто отмечает усилившуюся в ней роль Индии. Китай является важным торговым партнёром для США, Японии, Индии и Австралии и без него новая стратегия останется пустым лозунгом.
Новый раунд переговоров, как отмечают в Китае, должен определить будущий стратегический ландшафт и дать каждой стране возможность развиваться, исходя из собственных условий, КНР же должна концентрироваться только на реализации стратегии "Одного пояса – одного пути".