Продаст ли Россия Китаю ракетные двигатели?
Совет Федерации 29 ноября на пленарном заседании ратифицировал российско-китайское соглашение в области совместного исследования и использования космического пространства в мирных целях. Как сообщает "Парламентская газета", данным соглашением регулируются оформление и обеспечение действия экспортных и импортных лицензий, оформление сертификатов конечных пользователей, а также защита информации.
В целом, соглашение призвано создать предсказуемые условия для сотрудничества России и Китая, а также исключить реэкспорт технологий и другие действия, не предусмотренные документом. Соглашение было подписано ещё в июне 2016 года в Пекине во время визита президента РФ Владимира Путина.
Депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов отметил, что на Россию приходится 40% выводимых на орбиту грузов, но нашей стране принадлежит лишь 5% рынка космических услуг. Сотрудничество двух стран позволит создать альтернативу американской системе спутниковой навигации GPS и ускорить реализацию лунной программы, которая в КНР запланирована на 2020 г., а в России на 2030-е. При подготовке соглашения учитывался опыт копирования Китаем проданной ему российской военной техники. Кроме того, "Парламентская газета" вспомнила и о попытках Китая закупить российские жидкостные ракетные двигатели.
В китайских СМИ стали высказываться предположения о том, что Россия сможет продать в КНР ракетные двигатели РД-180. В апреле 2016 г. стороны были близки к заключению сделки, но она всё же не состоялась по инициативе российской стороны. Китайский двигатель YF-100 способен выводить на орбиту тяжёлые ракеты "Великий поход-5", но всё равно значительно отстаёт по своим показателям от РД-180. Поэтому такое приобретение представляется действительно полезным для китайской космической программы.
Однако в Китае задаются вопросом – почему же Москва пошла на сотрудничество только сейчас, после неоднократных отказов в прошлом? В качестве одной из версий рассматривается и то, что Конгресс США намерен запретить импорт российских ракетных двигателей и сосредоточиться на развитии альтернативных проектов, таких как Falcon-9 и Space-X.
Редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев рассказал Накануне.RU, что продажа в КНР РД-180 маловероятна. "Двигатель делается под конкретный заказ, это не пшеница, которую можно собрать и где-то сложить. То, что переговоры ведутся – об этом официально неоднократно заявлялось, но я не вижу в китайской космической программе ракет, которые могли бы быть использованы под эти двигатели. Скорее, речь может идти о продаже Китаю неких технологий", – отметил он.
Китайцы, в общем-то, не делают тайны из своей космической программы и разработок, так или иначе, они "засветили" все свои современные и перспективные ракетоносители.
"Всё, что летало – летает на китайских двигателях, сейчас уровень технологий там достаточно высок для того, чтобы обеспечить всю линейку носителей от сверхлёгких до сверхтяжёлых", – отметил эксперт и добавил, что сейчас в КНР занимаются, в том числе, и разработкой сверхтяжёлого носителя, который может использоваться в лунной или марсианской программе. Он тоже рассчитан на китайские ракетные двигатели.