"Надо устранять пробелы в основном законе": Госдума отклонила поправки в антиживодерский закон, делающие его "рабочим"
Депутаты Госдумы приняли во втором чтении поправки в статьи 245 и 258 Уголовного кодекса, ужесточающие наказание за жестокое обращение с животными. Представители профильного комитета отклонили часть поправок, конкретизирующих спорные понятия, сославшись на необходимость изменений в "отраслевом законодательстве", передает корреспондент Накануне.RU.
Заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Александр Грибов сообщил, что на законопроект поступила 31 поправка, девять из которых предложены к принятию.
Комитет расширил действие статьи на преступления в отношении нескольких животных и исключил из нее забой сельскохозяйственных животных, забой животных при совершении религиозных обрядов традиционных конфессий, случаи гибели охотничьих ресурсов при осуществлении охоты, умерщвления животных ветеринаром при наличии показаний, использование животных научными работниками в их профессиональной деятельности.
Кроме того, в тексте появились поправки в статью 258 (незаконная охота), предусматривающие наказание до пяти лет лишения свободы со штрафом в размере до 2 млн руб. с за преступления, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения и с публичной демонстрацией.
"В поправках к принятию отражена позиция всех фракций и членов Совфеда", - отметил Грибов.
Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов попросил учесть к третьему чтению спорные моменты, которые могут возникнуть на практике при рассмотрении случаев убийства сельскохозяйственных животных.
"Например, сельский житель убил курицу или кролика, а внук заснял это на камеру и выставил в интернет. Кто понесет ответственность: дед, внук или никто не понесет?" – спросил депутат у докладчика.
"Никто не понесет ответственность, так как данные преступления должны совершаться с хулиганскими или корыстными мотивами, которых не было ни у деда, ни у внука. Этот вопрос находится в области морали", - пояснил Грибов.
У депутатов возникли вопросы и об определении спорных понятий: "хулиганских и корыстных мотивов" преступления и "увечий".
Олег Шеин предложил перенести "садизм" во вторую часть статьи, как преступление средней тяжести, которое карается лишением свободы до 5 лет.
Представитель комитета признал, что необходимо проанализировать правоприменение закона.
"Практика показывает, что такие преступления – это всегда вызов общественной нравственности и практически всегда они сопряжены с хулиганским мотивом, поэтому здесь возникает вопрос правоприменения. Это конструирование нового состава и нужно, чтобы норма была работающей", - сказал Грибов.
В свою очередь Олег Лебедев предложил взять понятие "увечье" из законопроекта об ответственном обращении с животными, который Госдума не может принять во втором чтении с 2011 г. Этот документ считается "базовым" законом о защите животных.
Зампред комитета ответил, что сперва необходимо принять основной закон, а уже потом вносить поправки в УК РФ.
"Нельзя за счет Уголовного кодекса отрегулировать основной закон. В УК РФ не может быть неоднозначных формулировок. Я разделяю ваши опасения, но нужно работать над отраслевым законодательством. Мы готовы вернуться к рассмотрению 245-й статьи, когда отраслевое законодательство будет принято", - сообщил Грибов.
Также комитет отклонил поправки, ужесточающие наказание за издевательства над краснокнижными животными, поскольку, по словам Грибова, этой цели служит отдельная статья УК РФ. "Надо работать над отраслевым законодательством и там устранять пробелы. Уголовное законодательство - не то, в котором можно решить все вопросы по жестокому обращению с животными", - заключил докладчик.
"А ведь это именно те поправки, которые могли сделать 245 статью рабочей", - прокомментировал текст законопроекта ко второму чтению активист "Альянса защиты животных" Юрий Корецких.
Напомним, что зоозащитники назвали законопроект "отвлекающим маневром": они настаивают на принятии долгожданного "базового" законопроекта об ответственном обращении с животными, второе чтение которого откладывается с 2011 г. Ранее комитет по экологии обещал рассмотреть документ в ноябре.