Выборы, отношения с центром и долги будут влиять на позиции губернаторов в 2018 году
Предстоящие губернаторские выборы в 2018 году, взаимодействие с федеральным центром и даже реструктуризация долгов регионов могут повлиять на эффективность управления властей субъектов РФ в следующем году. Такое мнение выразили участники заседания экспертного клуба "Регион", в ходе которого обсуждались результаты ежегодного интегрированного рейтинга эффективности управления в субъектах РФ, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, АПЭК и Лаборатория региональных политических исследований НИУ ВШЭ опубликовали доклад с итогами ежегодного рейтинга, согласно которым Тюменская область стала регионом с самым эффективным управлением, а Курганская область - аутсайдером.
В целом авторы рейтинга отмечают улучшение динамики показателей эффективности региональных властей, однако призывают не строить иллюзий по поводу того, что в стране "много прекрасных губернаторов", поскольку ситуация неоднородная.
"Те, кто получает высокие места, - это отнюдь не отличники с точки зрения тех баллов, которые они получают, это, скорее, устойчивые хорошисты. То, что даже в лучших регионах есть очень разные уровни и показатели, свидетельствуют о том, что выдержать высокую планку ни в одном регионе невозможно, но добиться стабильно относительно высоких показателей можно", - прокомментировал заведующий Лабораторией региональных политических исследований НИУ ВШЭ Ростислав Туровский.
При этом, по его словам, сложившаяся "двадцатка" регионов с высокой эффективностью управления показывает, что в стране все же есть губернаторы, которые готовы добиваться хороших показателей по всем направлениям.
Тем не менее, в контексте предстоящих губернаторских выборов с серьезными вызовами могут столкнуться власти Хабаровского края и Хакасии. "Бросается в глаза ухудшение результатов по Хакасии, которая в самом деле по самым разным причинам и признакам выглядит проблемным регионом в связи с предстоящими выборами. Снижение по Хабаровскому краю произошло. Он остался в верхней половине рейтинга, но негативная динамика результатов региона, где тоже пройдут выборы, обращает на себя внимание. По остальным регионам, где будут выборы, все выглядит вполне неплохо", - считает политолог.
В свою очередь вице-президент Российской ассоциации политических консультантов, президент компании "Максимов консалтинг" Андрей Максимов также отметил, что Хакасия находится в глубочайшем провале, "имея долги больше, чем их доходная часть бюджета, не имея ни малейшей возможности выбраться". "Связано это с тем, что перераспределение доходов произошло в интересах федерального центра по части налоговых параметров, которые достаточно больно ударили по некоторым сибирским и дальневосточным регионам, имеющим сырьевую ориентацию и большую численность стабильного населения", - объяснил он.
Специфическая ситуация наблюдается и в Магаданской области, где руководит возрастной губернатор, и по этим причинам может произойти замена. Однако динамика показателей региона под его руководством выглядит в то же время "неплохо", подчеркивают авторы исследования.
Одним из существенных изменений рейтинга эффективности управления властей в регионах в 2017 году является падение Республики Татарстан со второго на девятое место. На это в частности повлияли взаимоотношения с федеральным центром, отмечают эксперты.
"Если один из игроков идет по пути эскалации, он получит достаточно жесткую реакцию. Мы это наблюдали в высказываниях и в действиях премьер-министра Дмитрия Медведева, целого ряда регулирующих инстанций и, затем, в претензиях прокуратуры к решению вопроса национального языка", - выразил мнение гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов.
Кроме того, в 2016-2017 гг. у властей региона были неадекватные претензии с точки зрения особого статуса Татарстана, отметил он. "В условиях сильной Федерации ставить этот вопрос - значит, наталкиваться на жесткое сопротивление. Удивительно, что татарская элита, которая всегда отличалась адекватностью, не поняла это", - прокомментировал Орлов. Как подчеркнул политолог, по совокупности причин можно оценить действия части руководства Татарстана как недальновидные. На этом фоне, по его мнению, регион может не рассчитывать на особые субвенции или трансферты "в ответ на демонстрируемую эффективность".
Он также добавил, что столкновение происходило на фоне ухудшающей экономической ситуации и проблем в банковской сфере региона. В свою очередь политолог Максим Жаров считает "банковский кризис" наиболее весомым фактом, влияющим на положение региона.
"В Татарстане ситуация связана не столько с конфликтом с федеральным центром по языковой проблеме. Там есть серьезный банковский кризис. Это куда более весомый факт дестабилизации элит, банки, которые исчезают, связаны с местными элитами. Это серьезный вызов в том числе и для федерального центра. Аккуратность, с которой федеральный центр выстраивает свои взаимоотношения с республикой, говорит о том, что проблема осознается", - выразил мнение эксперт.
По мнению Жарова, есть еще ряд пока относительно спокойных регионов, которые также могут подвергнуться "колебаниям" в рейтинге следующего года. К ним он отнес Подмосковье, где активизируются скандалы со свалками. "Это еще и повод для внутриэлитных противоборств, что в преддверии президентских выборов представляет угрозу", - сказал политолог. Также он упомянул Кузбасс, где Аману Тулееву, по всей видимости, "предстоит в ближайшее время определить преемника".
Наиболее остро вопросы эффективности стоят и в Нижегородской и Новосибирской областях. Так, политолог Максимов считает, что врио губернатора этих регионов будет не так просто официально закрепиться на занимаемом месте. В частности, по его словам, в Нижнем Новгороде наблюдается управленческий кризис, который связан с перераспределением власти, имущества "слишком резво взявшего роль на себя нового руководителя Глеба Никитина, что может осложнить его политические перспективы". А врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников может столкнуться с серьезной конкуренцией на выборах в лице оппозиции. Наиболее сложной подготовка к прямым выборам, по прогнозу экспертов, может быть и в Ивановской области.
Эксперты полагают, что и анонсированная в сентябре программа реструктуризации долгов регионов, которая должна заработать с 1 января 2018 г., может оказать влияние на эффективность управления в ряде субъектов РФ. Помощь будет оказываться тем регионам, которые готовы будут пойти на существенные ограничения, что накладывает "серьезный политический выбор на руководителей". И их будущее в многом будет определяться именно этим. После предстоящих выборов президента РФ главам регионов необходимо будет принять отложенные политически ответственные и, порой, болезненные решения в бюджетной сфере.