Академики РАН раскритиковали интервью директора ФСБ за якобы оправдание им сталинских репрессий
Группа академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук (РАН) написали коллективное обращение к интервью руководителя ФСБ Александра Бортникова, которое он дал накануне Дня работника органов безопасности. Письмо опубликовала газета "Коммерсантъ".
В обращении говорится о том, что Бортников как одно из высших должностных лиц страны впервые после XX съезда КПСС в 1956 году оправдывает массовые репрессии 1930-40-х годов, в результате которых под пытками и казнями оказались "сотни тысяч ни в чем не повинных наших сограждан", в тюрьмы и лагеря направляли миллионы людей, а некоторые народы были насильно переселены из мест своего исторического проживания.
"Указанные репрессии затронули и научное сообщество, расстреляны или погибли в лагерях тысячи ученых и инженеров, что принесло непоправимый вред отечественной науке и технике", - подчеркивается в письме.
Авторы письма заявили, что не понимают цели интервью Бортникова. "Что это - напутствие новому президенту? Ностальгия по старым временам или пропаганда новой доктрины?" - отметили они.
"Мы решительно протестуем против ревизии представлений о бесчеловечной и антинародной сущности репрессий и призываем всех здравомыслящих людей, не желающих своим детям пережить ужасы 1930-х годов, присоединиться к нашему протесту", - заключили в своем письме академики.
Всего под открытым письмом поставили свои подписи 33 академика, профессора и члена-корреспондента РАН.
Обращение было написано после того, как "Российская газета" опубликовала интервью главы ФСБ Александра Бортникова. Беседа была посвящена столетию Всероссийской чрезвычайной комиссии, преемником которой считается ФСБ. В начале интервью глава ФСБ предупреждает, что хочет "расставить необходимые акценты и ответить на некоторые спорные вопросы", чтобы "объективно оценивать прошлое". Отвечая на вопрос о репрессиях 1930-х годов, Александр Бортников сосредоточился на судьбе самих чекистов: он напомнил, что 22 618 работников органов госбезопасности сами стали жертвами репрессий. "Их место занимали люди (…) готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны "перегибы" в работе ОГПУ-НКВД на местах", - пояснил Бортников. При этом он отметил, что чекисты действительно боролись с реальными "заговорщиками", а также с представителями партноменклатуры, "погрязшими в коррупции, чинившими произвол и самосуд".
Также Александр Бортников назвал архивные данные о количестве репрессированных. Ещё в конце 1980-х гг. была рассекречена справка МВД СССР от 1954 г. о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921 - 1953 гг. - 4 060 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 980, к ссылке и высылке - 765 180. Эта цифра включает в себя не только данные за весь сталинский период, но и первые годы после Гражданской войны. Таким образом, цифры о "десятках миллионов" расстрелянных при Сталине являются преувеличенными.
Бывший народный депутат СССР (1989-1991), экс-депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис на странице в соцсети отметил, что подобных заявлений не делал никто из советских и российских высокопоставленных лиц с февраля 1956 г., со времен XX съезда КПСС, после закрытого доклада съезду Никиты Хрущева о "культе личности Сталина", и даже предположил, что впереди нас ждёт "реабилитация Сталина" в массовом сознании.