Ямал "мажорно" тушит леса самолетами, пока до региона не может добраться большая группа пожарных
Специалисты полагают малоэффективным привлечение самолетов Бе-200 и Ил-76 как основных средств тушения лесных пожаров в Ямало-Ненецком автономном округе. Дело в том, что шесть десантников-пожарных способны принести больше пользы, чем одно из таких воздушных судов. При этом, в ЯНАО по каким-то причинам остро не хватает людских ресурсов. Помощь идет из других регионов, но некоторые группы не удается вовремя доставить к месту назначения. В результате вспомогательные средства (самолеты) используются в полной мере, а значительная часть основных – высококвалифицированных лесных пожарных – вынужденно бездействует. Судя по всему, Ямал в этом году становится наглядным образцом того, к чему приводят "оптимизаторские" реформы системы охраны лесов и пожарного надзора вкупе с неэффективной работой региональных властей, передает корреспондент Накануне.RU.
На Ямале из-за пожаров введен режим ЧС. По состоянию на 27 июля, площадь лесных пожаров – 35 тыс. га с суммарной протяженностью кромок не менее 570 км (еще по данным на утро 26 июля площадь составляла 18 тыс. га). Мы уже писали о том, как на отчетах у губернатора Дмитрия Кобылкина чиновники отчитываются о положительной динамике в тушении на фоне того, что площадь охваченных огнем территорий прирастает. Ямалу остро не хватает пожарных, при этом в тушении задействованы самолет Ил-76 и самолет-амфибия Бе-200.
"Как правило, тушение на труднодоступной территории осуществляется с прогнозируемым дефицитом сил. Это означает, что применять тяжелую технику, в том числе самолеты-танкеры, крайне затруднительно. Поэтому ручной труд, где люди пользуются успешной тактикой, маневром, оказывается наиболее перспективным, наиболее выгодным. При использовании авиационных технологий, когда тушится огонь с самолета Бе-200 или Ил-76, производительность авиационных сил заведомо ниже в несколько раз, чем производительность даже группы десантников-пожарных. Шесть десантников-пожарных способны выполнить до 1,5-2 км кромки за одну смену. А воздушное судно способно остановить, придержать кромку протяженностью максимум 600 м - 1 км", – пояснил заведующий кафедрой охраны лесов от пожаров Всероссийского института повышения квалификации работников лесного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук Николай Коршунов.
Он напомнил, что сейчас на Ямале огонь бушует на большой площади.
"Производительность наземных сил тушения в такой ситуации выходит на первое место. Авиация может иметь только одно преимущество, имея заведомо низкую производительность, – это вездесущность. Она может быть в любой точке достаточно быстро. Но сейчас, когда площади большие, применение авиационного тушения становится уже неэффективно и даже дорого", – полагает Коршунов.
Карта лесных пожаров Ямала
По его данным, стоимость летного часа самолетов-танкеров, особенно среднего и тяжелого класса, таких как Бе-200, Ил-76, варьируется от 500 тыс. до 1 млн руб. Самолет-танкер Ил-76 при сбросе воды с оптимальной высоты образует смоченную полосу протяженностью около 300 м или притушивает пожар на участке кромки примерно такой протяженности. Это означает, что для того, чтобы потушить огонь только самолетами, надо 1,5 тыс. таких сбросов и более 60 тыс. т воды. По сообщению МЧС, на очаги сброшено около 650 т жидкости.
"При этом все специалисты в мире знают, что авиация не занимается тушением. Ценность при применении этих технологий – это выиграть время. Например, если где-то выскочила кромка огня, угрожает населенному пункту, то тогда авиация может очень быстро прибыть, оказать первую атаку и задержать огонь до прибытия основных наземных сил тушения, которые обладают самой высокой производительностью. То же самое и в труднодоступных территориях. Фактически, слив с воздуха не имеет никакого тушения, он лишь придерживает ситуацию на какое-то время – полчаса, максимум, два часа", – подчеркивает Николай Коршунов, слова которого привели Накануне.RU в пресс-службе "Авиалесоохраны".
При этом, Ямал столкнулся с острой нехваткой людских ресурсов. Помощь идет из других регионов, но и тут возникли проблемы. Руководитель Лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко сообщил, что из-за неэффективной работы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 115 десантников-пожарных из федерального резерва ПДПС из Бурятии и Забайкалья, готовых помочь спасателям арктического региона, на трое суток застряли в Улан-Удэ. И пока неизвестно, смогут ли они улететь в обозримом будущем.
"Причина – не на чем лететь на полыхающий Ямал: самолеты МЧС, которые могли бы доставить их к месту назначения, заняты сбросами воды на действующие в округе пожары, что малоэффективно при нехватке наземных сил пожаротушения, а своих подходящих самолетов у "Авиалесоохраны" нет. В результате получается, что вспомогательные силы и средства на тушении лесных пожаров в округе используются в полной мере, а значительная часть основных – высококвалифицированных лесных пожарных – вынужденно бездействует в 2,5 тыс. км от наиболее горящего региона. Вероятная причина возникшей ситуации – в разобщенности РСЧС и преобладании ведомственных интересов над государственными", – считает Ярошенко.
Показатели лесных пожаров-2017 на Ямале в сравнении со средними многолетними показателями
Государственный интерес состоит в том, чтобы горящие леса как можно быстрее потушили.
"Для этого важна максимально быстрая переброска всех доступных квалифицированных сил в зону лесопожарной ЧС, а ее быстрее всего можно обеспечить специализированными самолетами, в том числе Бе-200 и Ил-76. Ведомственный же интерес состоит в том, чтобы эти самолеты были максимально задействованы на самих пожарах, даже если их роль в тушении – вспомогательная. Возникшая ситуация, при которой самолеты льют воду на пожары при недостатке наземных сил пожаротушения, а эти самые силы третьи сутки ждут возможности добраться до пожаров, наводит на мысль о том, что в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ведомственные интересы преобладают над государственными", – резюмировал Ярошенко.
Насколько можно судить, Ямал в этом году становится наглядным примером последствий "оптимизаторских" реформ в сфере пожарного надзора и охраны лесов. Наряду с таким столкновением ведомственных интересов, явно не самым эффективным образом действует и руководство ЯНАО, которое обычно лидирует во всевозможных рейтингах эффективности региональных властей. Но в данном случае лоббистских усилий губернатора главного газоносного региона страны не хватает даже для того, чтобы доставить группу федерального резерва ПДПС. Напомним, в прошлом году, по словам того же Ярошенко, Ямал якобы и вовсе пытался пожары "скрыть", на них долгое время не реагировали.