"Путинград" получит чистую воду. Путин пообещал
Президент России Владимир Путин во время визита на Средний Урал пообещал решить проблему со снабжением чистой водой в Нижнем Тагиле.
Во время общения главы государства с работниками "Уралвагонзавода" в цеху одна из работниц пожаловалась президенту на то, что в городе из кранов течет грязная и малопригодная для употребления вода.
"С этого года начнется проект по воде вместе с иностранными компаниями", — сказал Путин. По его словам, общий объем финансирования программы - 27 млрд руб.Также он пообещал, что количество вредных выбросов в городе будет уменьшаться.
Проблема чистой воды в Нижнем Тагиле действительно стоит остро. В последнее время власти города много говорят о возможном изменении ситуации, сообщают о подписании концессии по модернизации системы водоснабжения города.
Строительство системных объектов водоснабжения Нижнего Тагила для обеспечения города чистой питьевой водой будет осуществляться в рамках концессионного соглашения. Об этом губернатор Евгений Куйвашев заявил 27 февраля в ходе совещания, посвященного вопросам улучшения экологической ситуации и созданию условий для качественного водоснабжения тагильчан.
Системы водоснабжения и водоотведения Нижнего Тагила были построены еще в середине прошлого столетия и сегодня уже морально и физически устарели. В этой связи качество питьевой воды и экологическая обстановка на водохранилищах города стали одной из самых главных проблем тагильчан. "В результате реализации концессионного соглашения мы получим водоподготовку европейского уровня и сможем решить вопрос качества воды не только для жителей, но и для промышленных предприятий", — уверен глава города Сергей Носов.
В рамках проекта предполагается построить две новых станции водоподготовки — на Черноисточинском и Верхне-Выйском водохранилищах суммарной мощностью 130 тыс. кубометров в сутки, а также сооружения очистки сточных вод суммарной мощностью 110 тыс. кубометров в сутки.
Объем частных инвестиций на эти цели составит 14,6 млрд руб., плата областного и муниципального бюджетов — 16,4 млрд. Строительство запланировано на 2019-2025 годы. Период эксплуатации концессионером построенного имущества составит 15 лет. В течение всего этого срока, и это непременное условие региональных властей, ежегодный рост тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения для жителей города не должен превышать 4%. Главным показателем эффективности проекта должно стать качество воды: ее пробы должны на 100% соответствовать всем нормам и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Местные экологи очень внимательно следят за решением проблемы чистой воды в городе. По мнению председателя правления региональной общественной организации Свердловской области "Экоправо" Андрея Волегова, заявления о том, что после реализации концессионного соглашения с Венгрией тагильчане получат водоподготовку европейского уровня, могут статься словами, если не реанимировать Черноисточинское водохранилище. "Рассчитывать на улучшение качества холодной воды даже после подписания концессионного соглашения, в ближайшие два-три года не приходится", — заявил Накануне.RU Волегов.
Он объясняет это тем, что в обозримой перспективе "Уральская водная компания" (российско-венгерское АО, 50% акций которого принадлежат учредителю – ЗАО "Будапештский водоканал") в рамках концессионного соглашения должна приступить к реализации проекта водоочистки, который разбит на несколько этапов.
В частности, на первом предполагается строительство фильтровальной станции на Верхневыйском гидроузле, а через год — начать строительство новой фильтровальной станции подальше от Черноисточинского водохранилища, ближе к городу. Предполагаемый срок работ на каждом объекте – два года. Учитывая заложенный "сдвиг" в запуске работы в один год, на полноценную водоочистку Нижний Тагил выйдет только через три года с началом работа на Верневыйском гидроузле. До этого основные водопользователи и водопотребители — население Гальяно-Горбуновского массива и Дзержинского района города, пос. Черноисточинск, а также многие предприятия и организации могут лишь уповать на погоду, чтобы Черноисточинский водоем наполняли дожди, и он в очередной раз не загнил.
Выход эксперт видит в том, чтобы как можно быстрее провести диагностику пруда, создав план его реабилитации, и приступить к очистке водоема. То есть работу следует вести параллельно, реабилитируя Черноисточинский пруд и возводя водоочистные сооружения. И пусть уже дальше венгерские мембраны доводят воду до состояния "конфетки".
"Цветение" Черноисточинского пруда
Опыт венгров базируется на том, что они добывают воду из Дуная, которая по качеству считается даже хуже, чем в Черноисточинском пруду. Но она очищается так, что жители Будапешта пьют воду прямо из-под крана. А все благодаря современной ультафильтрационной мембранной очистке. Именно такой способ, позволяющий эту воду превратить в питьевую европейского качества, предлагает в рамках концессионного соглашения АО "Уральская водная компания". Но есть, конечно и свои региональные нюансы. "В Дунае в основном химическое загрязнение, и река проточная, а в Черноисточинском водоеме совершенно иная картина: он стоячий и имеет биологическое загрязнение, которое, порой, плавает ошметками и создает огромную вязкость, — рассказывает эколог. — По мнению российских представителей научного сообщества, имеющих опыт работы с мембранной технологией в водоподготовке и водоочистке воды, мембрана будет попросту забиваться, чаще выходить из строя. Ее придется периодически менять, покупать за границей, т.к. отечественное производство пока не может угнаться за скоротечными изменениями в этой области производства".
Малозатратный, но эффективный способ избавиться от донных отложений, считают местные – открыть нижние створы плотины. Способ далеко не новый, он применялся нижнетагильским МУП "Водоканал", но не используется преемником предприятия — ООО "Водоканал-НТ".
Как пояснил Накануне.RU бывший директор нижнетагильского МУП "Водоканал", исполнительный директор саморегулируемой организации "Межрегиональная ассоциация по промышленной и экологической безопасности" Александр Куликов, плотина Черноисточинского пруда относится к классу регулируемых, здесь предусмотрен и аварийный, и текущий сброс воды. За счет текущего можно влиять, в том числе, на экологию водоема.
По его словам, у гидрологов есть такое понятие, как коэффициент обмена воды. Этот обмен для пруда — как для человека очистка крови. Если воду сбросить "низом", то вместе с ней уйдут и донные отложения. А в дальнейшем, за счет естественного притока, вода станет чище, поскольку уменьшится количество органических загрязнителей."Пруд мелкий, средняя глубина – 6,5 м, летом он сильно прогревается, и его состояние зависит от регулирования воды, — рассказывает Куликов. — Чтобы вода была более-менее нормальная, пруд надо регулярно "промывать". Когда мы задвижки открывали, образовывалось донное течение — видно было, сколько грязи уходило… Занятие не из легких: сначала до задвижек надо спуститься вниз по скобам, внутри очень тесно, задвижки старые, с ручным приводом, поддаются с трудом, поднимать и опускать их под напором воды – сложное дело. Это искусство в том плане, что такой работой надо заниматься каждый день. А ребята после моего ухода (из "Водоканала" в 2004 году) решили этого не делать. Почти 15 лет они такой работой не занимались — и вот результат. Юрченко (начальник управления городским хозяйством администрации Нижнего Тагила) говорит, что задвижки заржавели и их физически невозможно открыть. Но все это решаемо – было бы желание, а желания ни у кого нет".
Резюмируя, можно сделать вывод: если концессионное соглашение заработает, и через три года в полную силу начнут функционировать построенные венграми системы водоочистки, эксплуатация дорогостоящего оборудования во многом будет зависеть от состояния самого водоема.