Рособрнадзор возмущен, что в детсадах плохо осваивают гаджеты, компьютер и телевизор
Рособрнадзор поставил четыре балла из семи большинству российских детских садов. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при участии института системных проектов Московского городского педагогического университета (МГПУ) и академии "Просвещение" провела исследование качества дошкольного образования и выявила общие проблемы, среди которых оказалось и якобы плохое освоение дошколятами гаджетов.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе надзорного ведомства, исследование проводилось два года подряд. В первый год в нем приняли участие 423 детских сада из 40 регионов, во второй - 1 тыс. 301 детский сад из 74 регионов. В каждом регионе-участнике были выбраны две группы детских садов: "лучшие" - детские сады - лидеры региональных рейтингов - и "случайные" - "рядовые" детские сады.
Эксперты оценивали обстановку в детских садах, уход за детьми, условия для сна, приема пищи и занятий, характер общения взрослых и детей, режим дня, условия для педагогов. В результате средний индекс качества образования и в группе "лучшие" составил 4,05 балла, а в группе "случайные" - 3,75 балла из семи.
"Это говорит о том, что минимальные требования к условиям реализации федерального государственного образовательного стандарта выполняются, но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано", - пояснили в Рособрнадзоре.
Ревизоры отметили, что в детских садах детям часто не хватает кубиков, бумаги, кистей, красок и книг. Редко встречаются в группах места для уединения и отдыха. Не понравилось Рособрнадзору и то, что в работе с дошкольниками практически не используются телевизоры и компьютеры.
"А если все же современные технические средства присутствуют в жизни дошкольной группы, дети не имеют возможности выбора: все вместе смотрят выбранный воспитателем материал (презентацию или мультфильм), а в свободной деятельности все это недоступно. Таким образом, дети стихийно осваивают гаджеты, компьютер и телевизор вне детского сада", - пояснили в ведомстве.
Детские сады перегружены: в группах более 27-28 детей, из-за чего кроватки стоят вплотную друг к другу, и во время дневного сна становится невозможным учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
В подавляющем большинстве детских садов не предусмотрена замена продуктов для детей, имеющих аллергии.
"Часто не наблюдается непринужденная атмосфера во время приема пищи: преобладает запрет на разговоры во время еды, редки ситуации, когда воспитатель сидит за столом вместе с детьми, разговаривает на интересные для них темы", - добавили в Рособрнадзоре.
Условия для воспитателей также оставляют желать лучшего. В большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального помещения для индивидуальных бесед с родителями.
Сама постановка задачи - взгляд на ситуацию в детском саду глазами ребенка - не очень привычна для нашей системы образования, рассказал участник исследования, заместитель директора института системных проектов МГПУ Игорь Шиян. По его словам, существуют компетенции 21 века, которые будут формироваться у детей, и нужно делать шаги к повышению квалификации дошкольных педагогов"
При этом необходимо обеспечивать воспитанников детских садов теми вещами, которые действительно необходимы.
"Если недостаточно карандашей, красок, бумаги, кубиков для строительства, игрушек, то, естественно, дети будут стеснены в доступе к ним, что неблагоприятно скажется на их развитии. Такого быть не должно", - заметил замдиректора института системных проектов МГПУ, заключив, что специалисты вуза разработали методические рекомендации по улучшению качества дошкольного образования.
"Надеюсь, что с сентября 2018 г. они уже выйдут из печати и станут надежными помощниками дошкольных педагогов", - добавил Шиян.