Искусство, исчезающее на глазах. Житель города Иваново пытается привлечь внимание к наследию советских художников
В Иваново местный житель, профессиональный фотограф Андрей Сафонов уже несколько лет снимает советские мозаичные панно и барельефы, сохранившиеся на городских зданиях, активно ведет блог, сопровождая фотографии локацией объектов. Он уверен, что необходимо попытаться сохранить монументальные произведения советского периода для будущих поколений.
Как рассказал Сафонов Накануне.RU, своими снимками ему хотелось привлечь внимание общественности к этому культурному явлению, которого сегодня становится все меньше.
"Идешь по городу, видишь, что таких изображений, которых раньше было очень много, становится все меньше и меньше. Ну, вот, и захотелось их как-то оставить в памяти и заодно привлечь внимание горожан и, может быть, туристов к тому, что такие вещи есть", – признается он.
Детская художественная школа, дипломная работа выпускников Суриковского института 1971 г.
Как отмечает фотограф, уже после первой публикации его "велосипедно-фотографического исследования" он получил отклик жителей, которые начали присылать ему координаты сохранившихся арт-объектов. Андрей Сафонов признается, что не ожидал такой реакции от горожан, и поиски ивановских мозаик, барельефов, кирпичных кладок и других уличных объектов искусства социалистической эпохи до сих пор приносят свои плоды.
Институт развития образования, бывший институт усовершенствования учителей
По его словам, в советский период с его тотальной регламентацией анонимные надписи на заборах оставались лишь надписями на заборах, зато идеологически правильные произведения получали финансирование и премиально-моральное стимулирование. Привлекает фотографа в первую очередь трудоемкость и профессионализм выполненных работ.
"В свое время просто так на здании нарисовать ничего бы никому не дали. Этим занимались профессионалы. Для того, чтобы сделать такого рода изображение, нужно было получить заказ, пройти кучу согласований, а заказ получал тоже не абы кто, а лучшие художники на тот момент. Поэтому большинство таких вещей было сделано профессионалами высокого уровня, картины которых находятся в музеях, частных коллекциях", – рассказывает Сафонов.
ИГЭУ имени В.И.Ленина. Эвклид и его безымянный ученик, работа художника Смирнова
"А то, что сделаны данные произведения были гораздо более дорогостоящими материалами, потому что та же смальта стоит намного дороже, чем условные холст и краски, на это почему-то сегодня никто не смотрит, не считает за ценность", – сетует он.
ИГЭУ имени В.И.Ленина. Ломоносов и Попов
Архитектор и монументальный живописец Анатолий Смирнов на фоне своих работ (портреты Кржижановского и Курчатова)
"Официальное социалистическое граффити" или "советский стрит-арт", как сам называет произведения фотограф, находятся сегодня в плачевном состоянии: собственники зданий в большинстве своем предпочитают не заниматься восстановлением.
"Если в Англии Бэнкси (псевдоним английского андерграундного художника стрит-арта, – прим.) разрисовывает какое-то здание, то цена этого здания моментально растет, – приводит он пример. – У нас же все наоборот: собственник приобретает здание и думает, что с этой мозаикой отваливающейся делать, проще отштукатурить и не заниматься. Это все от культуры идет. А кто у нас разбогател в 90-е годы? Художники что ли? Ученые? Разбогатели бандюганы и ларечники".
Ивановская домостроительная компания, стела
Кирпичная мозаика на стене жилого дома
Детский сад № 184
"Здания передали собственникам, они не понимают ценности, "врубают" кондиционеры прямо посреди мозаики, – продолжает фотограф. – Ну, ладно еще какие-то безымянные художники, но когда они делают это на мозаиках Малютина и Грибова, которые до сих пор в городе почитаются, картины которых находятся в музеях по всей стране, на мой взгляд, это как минимум неразумно. Никому же не придет в голову в московском метрополитене на станции метро "Маяковская" в плафонах, украшенными мозаиками Дейнеки, вкрутить по центру фонарь или видеокамеру".
Отделение Почты России, бывший ПЖДП. Панно "1905 год". Художники Е.А. Грибов и М.И. Малютин
Хотя, как говорит он, все же есть и положительные примеры неравнодушных собственников, которые укрепляют и частично реставрируют объекты, консультируясь с городским комитетом по культуре.
Барельеф рядом с автосервисом
Пожарная часть
Забор мясокомбината
По словам Сафонова, нужна системная работа по включению целого ряда памятников под охрану как объектов культурно-исторического наследия, однако с этим возникают трудности.
"Мозаика – это часть здания, сама она не может являться объектом культурно-исторического наследия, а только здание целиком. Но проблема в том, что многие мозаики созданы уже в брежневские времена после Хрущева и расположены на зданиях, которые не представляют особенной ценности", – поясняет он.
И, все же, после "поднятого шума", в городе в этом направлении активно ведется работа, и власти уже пообещали, что наиболее масштабные работы планируется включить в список охраняемых объектов для истории и будущих поколений, в частности, две большие мозаики.
Офис РЖД. Панно "Героям Гражданской и Великой Отечественной". Художники Е.А. Грибов и М.И. Малютин
Если говорить о самом городе Иваново, то, как считает фотограф, его история неотделима от советского периода, а арт-объекты помогают об этом не забывать.
"Иваново – одна из колыбелей Революции. Советская власть как форма была впервые опробована здесь. Благодаря Фрунзе Иваново-Вознесенск, который до 1918 г. был безуездным городом, стал центром Ивановской области. Был рост промышленности. Это все последствия Революции. Якобы обсуждался и вопрос о том, чтобы перенести сюда столицу РСФСР: будто бы Москва останется столицей СССР, а Иваново станет столицей РСФСР", – делится он.
ТЦ "Текстиль-профи", бывший прядильный корпус фабрики "Красная Талка"
В отличие от советского периода, по его словам, когда регион благодаря развитой промышленности был "донорским", сейчас является дотационным, а об истории города в советский период нынешние власти как будто специально забывают.
Мозаичное панно "Героям революции". М.В. Фрунзе, Ф.А. Афанасьев, Е.А. Дунаев, О.А. Варенцова. Автор: К.П.Фролов, 1975. Выполнено к 70-летию Первого совета.
"Нельзя просто так брать и вычеркивать. Иногда возникает ощущение, что в сознании губернских чиновников напрочь отсутствует память об этом периоде: как будто был дореволюционный Иваново-Вознесенск, а за ним сразу нынешний Иваново. О том, что было между ними, предпочитают не вспоминать, а было очень многое", – говорит он.
Жилой дом, картина на тему сотрудничества Иваново и Узбекистана
Как считает фотограф, такая проблема существует не только в его городе, он признается, что не является профессиональным искусствоведом, но его деятельность в дальнейшем может послужить основой для работы исследователей. Так, историк Михаил Тимофеев недавно выпустил неканонический путеводитель, куда включил некоторые объекты из рассмотренных фотографом. А в блоге Сафонова доступна городская карта с расположением данных объектов, с помощью которой каждый приезжий сможет сам ознакомиться с пока еще сохранившимися остатками искусства ушедшей эпохи.