В России могут "запретить" адыгейский сыр
Производители адыгейского сыра со всей страны столкнулись с давлением "правообладателей" из Республики Адыгея, которые через суд добиваются прекращения выпуска продукции конкурентов. Только адыгейские производители обладают интеллектуальной собственностью на изготовление адыгейского сыра – специальным документом о Наименовании места происхождения товара (НМПТ). В регионах тот же продукт производят по ГОСТу. Российские производители сыра – "Сыр Стародубский", "Умалат", ИП Агамерян, "Можайский молочный завод", ГК "Столица молока", "Рузское молоко", а также представители Московской торгово-промышленной палаты и национального союза производителей молока "СоюзМолоко" рассказали о юридической коллизии, которая "душит" их предприятия, передает корреспондент Накануне.RU.
В прошлом году производство свежих сыров в России выросло 11,9%, при этом продажи адыгейского сыра упали на 15,2%. Причиной оказалась юридическая коллизия – одновременное действие двух противоречащих друг другу документов – НМПТ "Сыр Адыгейский" и ГОСТ "Сыры мягкие. Технические условия".
Исполнительный директор национального союза производителей молока "СоюзМолоко" Артем Белов рассказал, что после ослабления рубля и введения эмбарго увеличилось потребление свежих мягких сыров. Однако в прошлом году у российских производителей начались конфликты с адыгейскими предприятиями, которые через суд пытаются прекратить производство не на их территории. При этом в Республике Адыгея производится всего 30% адыгейских сыров.
Более того, адыгейские сыровары не пользуются своей уникальностью – национальный продукт они производят не по НМПТ, а как все остальные сыроделы страны – по ГОСТу, рассказал генеральный директор ЗАО "Умалат" Алексей Мартыненко.
Требования НМПТ неосуществимы для промышленного производства, пояснила главный технолог ТНБ "Сыр стародубский" Татьяна Леонченко. В документе перечислены уникальные характеристики сыра, произведенного именно в Адыгее. Продукт должен производиться из молока коров, которые пасутся в предгорье Кавказа, а готовый сыр – прессоваться в плетеных из ветвей ивы корзинках, которые создают "фирменный" рисунок на головке сыра.
"Применение ивовых корзинок запрещено нормативными документами. Деревянные формочки плохо моются, плохо обрабатываются и могут быть источником заражения продуктов патогенной микрофлорой", – пояснила технолог.
"Как можно наплести столько корзиночек для большого производства? Все формуют в пластиковой формочке, ничего исключительного нет", – заметила уполномоченный ТНВ "Сыр Стародубский" Александра Мокроусова.
Производитель адыгейского сыра из Чувашии Вадим Агамирян добавил, что в Адыгее нет молока для производства сыра в промышленных объемах.
"Из статистических данных видно, что нет такого количества молока в Адыгее, из которого можно было бы произвести такое количество сыра", – сказал предприниматель.
Требования НМПТ не соответствуют санитарно-эпидемологическим нормам, заявил адвокат Московской коллегии адвокатов "Буторин, Гаврилов и партнеры" Андрей Гаврилов, а адыгейские сыроделы используют документ не для производства сыра, а как инструмент недобросовестной конкуренции.
"Получив разрешение наименовать продукцию как "адыгейский сыр", производители должны соблюдать все правила производства. А в нашей ситуации, по нашей оценке, они используют это право как инструмент недобросовестной конкуренции", – сказал юрист.
Значка НМПТ на адыгейском сыре, произведенном в Адыгее, потребитель не увидит.
"Вы под видом продукта "адыгейский сыр", который должен обладать специфическими качествами, связанными с его изготовлением на определенной территории и по определенной процедуре, покупаете продукт, произведенный по ГОСТу. Субъекты в Адыгее сами не производят сыр по НМПТ, но и запрещают производить сыр другим", – добавил Гаврилов.
Производители сыров попросили ФАС разрешить этот вопрос, а Роспатент – прекратить правовую охрану свидетельств, выданных адыгейским производителям. Эти свидетельства дают право на использование НМПТ, но они не используются по прямому назначению, а подменяются ГОСТом.
"Адыгее есть, чем гордиться, но эта гордость не должна ущемлять права потребителей всей России", – добавил Алексей Мартыненко.
Участники обсуждения напомнили, что адыгейский сыр хранится не более 30 суток, и если запретить его производить где-либо кроме Адыгеи, регионы останутся без привычного продукта.
При этом никаких вкусовых различий между сырами, произведенными в Адыгее и в других регионах, нет, заверили участники пресс-конференции в Москве.
По словам производителя сыра из Можайска, иногда сыр из Адыгеи даже уступает по качеству.
"Мы выходили на Адыгею, чтобы выпускать их сыр под нашей маркой и поставлять в сеть. Мы работали с одним из предприятий восемь месяцев, потом прекратили производство. Качество было несоответствующее, сыр уступал по качеству нашему", – рассказал он.
Сыроделы видят два решения проблемы: они предлагают изменить в НМПТ наименование сыра, произведенного в Адыгее, на "Адыгейский из Адыгеи" или его старинное название "Матэкъуае" и признать адыгейский сыр национальным сортом сыра, который можно производить на территории всей страны по ГОСТу.
Кроме того, можно расширить географию производства адыгейского сыра с учетом международного опыта применения НМПТ.
Например, Моцарелла Баффало из провинции Кампания производится только из молока черных буйволиц регионов Кампания, Лацио, Апулия, Молизе и также зарегистрирована по месту происхождения, но в отличие от России, созданный государственный консорциум занимается защитой, наблюдением и продвижением Моцареллы Баффало и других сыров из буйволиного молока. Охрана распространяется на уникальную технологию производства, особые свойства продукта и защищает конкретный сыр, при этом не запрещает производство всего сорта сыра Моцарелла по всему миру.
К спору подключились уже и власти южной республики. Министр сельского хозяйства региона Юрий Петров заявил, что Адыгея готова удовлетворить потребности всей страны в адыгейском сыре.
"Адыгея готова покрыть потребности страны в адыгейском сыре. Для этого у нас есть достаточные объемы сырья, мощности, специалисты, а главное – традиции", – сообщил Петров РИА "Новости".
Результаты исследования "Оценка известности сыра "Адыгейский" агентства BCGroup