Молодежь не хочет знать о "сталинских репрессиях". "Трудно уделять время прошлому с таким настоящим"
Согласно исследованию, которое провел Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) – 47% молодых респондентов (в возрасте от 18 до 24 лет) никогда не слышали о "сталинских репрессиях", несмотря на довольно агрессивную манеру адептов антикульта личности генералиссимуса пропагандировать теорию "60 миллионов убитых по приказу Сталина". Исследователи сетуют на "низкую информированность среди молодежи".
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков считает, что нет никакого пробела в знаниях. "Это нормально", - сказал он в беседе с Накануне.RU.
"Потому что никаких "сталинских" репрессий и не было. Я писал, и не только я писал, многие историки исследовали тему, и стало ясно, что репрессии в 20-30 развязали сами первые секретари ЦК, в том числе Хрущев. Поэтому говорить нужно о них. А после войны был совершенно другой процесс, когда судили пособников фашизма, бывших полицаев и предателей. Не надо все сваливать в одну кучу и называть "сталинскими репрессиями". Это первое. Второе – молодым наплевать на это, их не волнует, что было тогда, их волнует сегодняшний день, где их ничего хорошего не ждет – ни бесплатное образование, ни хорошая работа, ни высокие зарплаты и низкие цены, ни надежное здравоохранение, ни даже пенсии теперь – ничего не светит".
Зато, по данным ВЦИОМа, 80% россиян знают о репрессиях 20-50-х годов, осведомленные ссылаются на информацию от старших представителей семьи, неосведомленные взрослые только в половине случаев хотели бы узнать – по крайней мере, так они ответили на вопросы ВЦИОМа.
"Память о когда-то репрессированных родственниках передается в наше время, прежде всего, по семейным каналам. Противоречивое отношение к фигуре Сталина не привело к снижению интереса к семейной истории", — подтвердил это генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Но вопреки мифу о том, что "половина страны сидела – половина охраняла", о своей связи с репрессированными родственниками (при этом не уточняется репрессированными, по каким статьям) помнят только 35% опрошенных. По мнению историка Юрия Жукова, это доказывает, что был великий обман.
"Это великий обман – что в каждой семье был репрессированный – репрессированных на самом деле было очень мало, – комментирует Юрий Жуков. – Да и многие родственники не хотели бы говорить своим детям, за что сидели осужденные, потому что "политические" статьи были и за взяточничество, и за кражу. А помимо этого среди "невинно репрессированных" сегодня почему-то числятся убийцы, насильники, полицаи - те, кто служил под фашистскими знаменами - будут ли о таком рассказывать?"