Космонавт: Ситуаций, аналогичных аварии "Союза", было всего две
Экипаж аварийного космического корабля "Союз МС-10" не подвергался страшному риску, сообщил в комментарии Накануне.RU летчик-космонавт Александр Лазуткин.
При работе ракеты-носителя в принципе существует реальная угроза жизни космонавтам, а автоматика помогает спастись во внештатной ситуации, пояснил он.
Напомним, сегодня во время старта ракеты-носителя "Союз ФГ" с новым экипажем произошла авария. На борту находились члены миссии МКС-57/58 - российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Они аварийно приземлились в Казахстане, их жизни ничего не угрожает.
"В этой внештатной ситуации автоматика как раз и была готова. Экипаж не подвергался страшному риску. Перегрузки были, да", - заявил Лазуткин.
По словам космонавта, когда ракета-носитель взлетает, то вес человека увеличивается примерно в три раза, а когда включается система аварийного спасения, то это еще добавляет перегрузки. "Но это переносимая перегрузка, а для тренированного человека она переносится без последствий. Я думаю, эти ребята еще слетают, и дай Бог, не раз", - прокомментировал Лазуткин.
Ранее источники сообщали, что экипаж "Союза" перенес перегрузки в 6g. По последним данным Роскосмоса и НАСА, Овчинин и Хейг чувствуют себя хорошо. Их обследовали медики, проблем со здоровьем нет. "Они пьют чай и шутят", - добавили в Роскосмосе.
#СоюзМС10: космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт @NASA Ник Хейг сейчас находятся в Жезказгане и проходят обследование перед вылетом.
— РОСКОСМОС (@roscosmos) 11 октября 2018 г.
Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин (@Rogozin) принял решение о транспортировке космонавтов на Байконур. pic.twitter.com/b1IzKZZI8O
Лазуткин рассказал, что за всю историю пилотируемой космонавтики подобного типа аварий было всего две, эта третья. "Один раз остановились двигатели третьей ступени, то есть ракета разгонялась, но, не набрав скорости, двигатели остановились, - вспоминает он. - Но космический корабль отделился от ракеты-носителя, там дальше автоматика сработала безотказно. Экипаж выжил".
Сейчас аналогичная ситуация, только уже со второй ступенью, добавил он.
Во второй раз, по словам Лазуткина, ракета-носитель взорвалась на старте. Экипаж спасся – также сработала система аварийного спасения.
"Это говорит о том, что ЧП - нередкое событие, космическая техника сложная, и, как у сложной системы, отказы здесь возможны. Она не может быть абсолютно надежной, какими бы технологиями мы ни обладали, мы не можем создать абсолютно надежную машину", - сделал вывод космонавт.
Стоит отметить, за время полета в космос самого Лазуткина в 1997 году произошло небывалое количество нештатных ситуаций. В том числе, 23 февраля - пожар на станции, 25 июня - разгерметизация станции в результате столкновения с кораблем "Прогресс".