"Нет задачи улучшить жизнь граждан". Нацпроект строительства цифровой экономики требуют "рассекретить"
Национальная программа "Цифровая экономика", которая стала нацпроектом и получила триллионные государственные инвестиции, остается "засекреченной". Правительство переписывает документ, его короткая презентация прошла на форуме "Открытые инновации". Основа нацпроекта – утвержденная в 2017 г. программа, к которой у экспертов немало вопросов. Знакомые с новым вариантом "прорывного" федерального проекта утверждают, что спорных моментов станет только больше. Кабмин не закладывает показателей, по которым можно было бы оценить эффективность программы, нет гарантий, что 2 трлн руб. приведут к улучшению жизни большинства россиян. Подробности - в материале Накануне.RU.
Обсуждение проекта состоялось на "круглом столе" в Общественной палате РФ. Первая проблема, с которой столкнулись участники, – подготовка нацпроекта ведется кулуарно, хотя паспорт нацпрограммы представлен президенту России Владимиру Путину еще в середине сентября на заседании президиума Совета при по стратегическому развитию и национальным проектам.
"В целом проект одобрен. Был озвучен ряд технических, я бы сказал, разногласий, которые будут доработаны в ближайшее время", - комментировал итоги заседания министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков.
Кое-что о программе рассказал премьер Дмитрий Медведев на форуме "Открытые инновации". Средства заложены на кратный рост специалистов в сфере цифровой экономики: с 48 тысяч до 120 тысяч выпускников в год (к 2024 г.); на развитие инфраструктуры хранения и обработки данных для интернета вещей; строительство сотовых сетей следующего поколения.
Представитель Минэкономразвития (вместе с Минкомсвязи курирует работу) на "круглом столе" пояснил, что под нацпроект планируется разработать законодательную базу – это порядка 500 документов, именно поэтому цифрового варианта программы строительства цифровой экономики до 2024 г. нет. Знакомая с новой версией программы директор Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития Анна Заборенко сообщила, что два ключевых недостатка обсуждаемого в министерствах проекта – отсутствие целей экономического развития и задачи повышения качества жизни граждан.
"В программе 2017 г. многие наши поправки были учтены, в новой версии они исчезли. Например, пропали показатели, касающиеся развития экономики и это нас очень волнует. Получается, что нет конкретных цифр, по которым можно понять эффективность расходования бюджетных средств. Какие ориентиры нам кажутся корректными - прямые и косвенные эффекты от нацпроекта должны обеспечить прирост экономики", - сказала она. В текущей версии KPI – рост доли цифровых технологий, но это никак не увязано с реальным эффектом для государства.
"Нам программа кажется убыточной из-за того, что в ней нет задачи как-то улучшить жизнь граждан. Многие регионы уже имеют эффективные кейсы внедрения технологий в различных отраслях экономики. Опыт достаточен, чтобы сделать точные прогнозы. Например, в Новгородской области цифровизация в ЖКХ снизила нагрузку на соответствующие статьи регионального бюджета в два раза. Почему бы не использовать этот опыт? В нацпроекте мы не видим, скажется ли расходование средств на времени ожидания в очередях в больницах и других соцучреждениях, сократится ли время обслуживания в МФЦ – нет никаких ориентиров на граждан", - отметила Заборенко.
По ее словам, не уделено внимание развитию предпринимательства, а также законодательным вопросам в области персональных данных.
Речь зашла о потенциальных бенефициарах нацпроекта. Центрами компетенций в проекте являются Сбербанк, "Сколково", "Ростех", "Росатом" и "Ростелеком". Эти компании получат основную часть бюджета.
"Есть закрытый пул бенефициаров программы. Ничего не хочу сказать дурного ни про одну из компаний, но нет возможности прорваться в этот пул и получить что-либо на менее масштабном уровне, будучи менее скромной структурой. Вопрос – каков должен быть KPI компании для участия в нацпроекте", - задался вопросом заместитель председателя комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин.
"Владельцы инфраструктуры только рады увидеть себя в этой программе. Но что они должны сделать? К 2024 году обеспечить доступ к широкополосному интернету для 100% органов власти местного и регионального значения, а также для 97% домохозяйств. Давайте подумаем, та ли это задача, ради которой нужно триллионы?", - добавила заместитель секретаря ОП РФ Лидия Михеева.
Некоторым участникам показались сомнительными и другие задачи нацпроекта. Например, увеличение выпуска IT-специалистов.
"Не составит труда перераспределить бюджет в пользу обучения программистов, нужно просто перестать обучать по другим специальностям. Мы можем взять в четыре раза больше абитуриентов, но не найдем такого количества педагогов. Их придется искать на рынке, качество образования упадет. В результате в 2024 г. мы выпустим программистов, которые будут в четыре раза хуже, чем сегодня. Они не найдут работу", - сказал директор Института развития цифровой экономики Финансового университета Борис Славин.
Еще один просчет – в программе разделены направления науки, технологий и образования, сказал он. В мировом опыте, напротив, наука приближается к вузам: "Новые цифровые технологии создают не седые профессоры, а молодежь. В образовании есть люди с драйвом, но там нет нормальной науки. Важно, чтобы каким-то образом связали эти два направления".
В нацпроекте стоит задача увеличения количества патентных заявок, поданных российскими производителями, но ничего не говорится о том, должны ли быть эти заявки одобрены. То есть цель проекта может быть выполнена, но новых разработок так и не появится, акцентировали внимание участники обсуждения.
Бизнес, со своей стороны, обратил внимание на то, что в России до сих пор не развита информатизация – это часть третьей индустриальной революции. Представители привели в пример продуктовые тележки, в которых работники канцелярий судов развозят дела. При этом в судах введен электронный документооборот. Автоматизация судебных процессов, которая могла бы сэкономить время и деньги бизнеса, тоже осталась за рамками нацпроекта.
Заведующий кафедрой конституционного и международного права Государственного университета управления Владимир Таболин предложил провести доскональную антикоррупционную экспертизу нацпроекта. По его мнению, понять, на что действительно будут потрачены деньги, невозможно, расходы скрыты за абстрактными понятиями.
"Создается впечатление, что за всей этой мутной темой скрыто намерение присвоить деньги, разделить, раздать их. Провести исследования и сказать, как это было в 90-е: деньги направили, но не добились результата. В программе не заложено никакой цели, никаких требований к результатам", - заявил он.
Общественная палата решила настаивать на широком обсуждении нацпроекта перед его принятием.