Предпринимателей предложили приравнять к депутатам для защиты от уголовных дел
Общественная палата России предложила новые механизмы защиты предпринимателей, совершивших экономические преступления, от реального заключения. Возбуждение уголовных дел против бизнеса эксперты считают главным негативным фактором влияния на инвестиционный климат. Расследовать нарушения нужно, заявили в Общественной палате, но делать это следует без ущерба для бизнеса обвиняемого. Для защиты экономических преступников эксперты ОП предложили придумать аналог "депутатской неприкосновенности", передает корреспондент Накануне.RU.
На площадке ОП продолжилась дискуссия о смягчении наказания за экономические преступления. Под смягчением понимается, в первую очередь, применение мер, не связанных с лишением свободы. Уже сегодня закон позволяет не держать в СИЗО бизнесменов во время расследования уголовных дел и заменять реальные сроки на штрафы, но правоприменительная практика свидетельствует о том, что меры эти непопулярны.
Секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев привел в пример Всеволода Опанасенко, руководителя компании "Т Платформа", которая работает над созданием первого российского процессора. В марте текущего года он был арестован по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия.
"Прокурор просит суд домашний арест для него, чтобы хоть как-то можно было управлять компанией, потому что пока Опанасенко в СИЗО, компания разваливается, но следователь настаивает на заключении. Так мы погубим небольшую отрасль, окажемся отброшены на много лет назад в деле создания российского процессора", - заявил Фадеев. Он призвал не сажать бизнесменов, если на то нет очевидных оснований.
Закон позволяет это делать, отметил депутат Госдумы Рафаэль Марданшин. Сегодня в ст. 159 УК РФ отдельно квалифицировано мошенничество в области предпринимательства, наказание зависит только от размера причиненного ущерба. Параллельно введена уголовная ответственность за незаконное возбуждение уголовных дел против предпринимателей, но судьи и следователи так и не стали фигурантами дел. Для того, чтобы увеличить тяжесть наказания и применить меру пресечения в виде ареста, против бизнеса начали применять ст. 210 УК РФ "организация преступного сообщества", сказал Марданшин.
"Это вызывает недоумение, статья подразумевала борьбу с ОПГ, с преступлениями против общественной безопасности, но ее начали применять против предпринимателей. Вопрос содержания предпринимателей под стражей – основной. Надо применять иную меру: домашний арест, залог, подписка о невыезде. В целом, за экономические преступления должно быть экономическое наказание, а у нас предприниматели, совершившие даже незначительное преступление, подвергаются серьезному уголовному преследованию и лишаются свободы", - заявил Рафаэль Марданшин, добавив, что вместо реальных сроков бизнес должен получать кратные штрафы.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Вячеслав Гриб предложил отнести предпринимателей к спецсубъектам.
"У нас есть диспропорция в защите спецсубъектов, таких как депутаты и судьи. Нельзя возбудить уголовное дело против депутата Госдумы без разрешения Госдумы. Может быть, посмотреть на предпринимателей с этой же стороны? В зависимости от величины бизнеса уголовные дела могут возбуждаться с согласия прокурора или представителя субъекта", - сказал Гриб.
В ходе дискуссии дополнительные гарантии предложено дать не только бизнесу, но и бывшим чиновникам, которые после отставки становятся "легкими мишенями". "В отношении Михаила Абызова был применен такой механизм. Все имущество, которое у него находилось, на время госслужбы он передал в доверительное управление. После того, как он покинул свою должность, ему вменили незаконную предпринимательскую деятельность, находясь в позиции чиновника, хотя речь идет о продаже. Все активы бывшего чиновника становятся токсичными, все чиновничество России должно понимать, что по ним уже звонит колокол", - заявили юристы на площадке ОП.
Общественная палата представит предложения в силовые ведомства и Правительство.