Почти 40% мужчин не доживают до нового пенсионного возраста
Почти 40% российских мужчин при нынешнем уровне смертности не доживут до нового пенсионного возраста 65 лет. Об этом свидетельствуют данные Росстата за 2018 год.
Среди всех умерших в прошлом году мужчин и женщин почти каждый десятый имел возраст до 45 лет, каждый четвертый – до 60 лет, почти каждый второй (46%) - до 70 лет. Особенно высокой остается смертность у мужчин, что тем более актуально в свете повышения пенсионного возраста до 65 лет.
Напомним, повышение пенсионного возраста обосновывалось тем, что средняя ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении существенно выросла с середины 2000-х. Так, в 2005 году, когда началось стабильное повышение ОПЖ, у мужчин она составляла 57,2 года, у женщин - 71,1 года. В 2018 году она выросла соответственно до 67,7 лет и 77,9 лет, т.е. на 10,5 и 6,8 лет.
Однако данные по смертности как за предыдущие года, так и за 2018 год, свидетельствуют о том, что рассчитывать на дожитие до пенсионного возраста не стоит почти 40% мужчин. Несмотря на большее увеличение ОПЖ у мужчин, разрыв по смертности между полами остается огромным, что еще больше проявляется с учетом большего пенсионного возраста для мужчин.
В 2018 году ОПЖ у мужчин в 65 лет составила 13,7 лет, а в 2005 году была 11 лет. То есть из 10,5 лет прироста ОПЖ при рождении прирост ОПЖ по достижении нового пенсионного возраста составил менее 3 лет (точно такая же ситуация с приростом ОПЖ в 60 лет). Это связано с тем, что, в отличие от женщин, у которых снижение смертности по всем возрастам более равномерно, у мужчин основное снижение смертности произошло в трудоспособном возрасте. В результате ОПЖ в пенсионном возрасте почти не выросла по сравнению с ростом ОПЖ при рождении.
Иными словам, мужчины стали дольше жить в целом, а не на пенсии. Это практически сводит на нет аргумент правительства о росте ОПЖ как основании повышения пенсионного возраста (для мужчин). Мужчины дольше живут для работы, но на пенсии умирают почти так же, как и в середине 2000-х. Если в 2005 году ОПЖ мужчин в 60 лет была 13,3 года, то сегодня ОПЖ мужчин в 65 лет - 13,7 года. То же самое имеет место у женщин - все увеличение ОПЖ на пенсии "съедено" повышением пенсионного возраста и ОПЖ на пенсии даже сократилась на полгода. Правда, к 2028 году эти цифры могут еще немного улучшиться.
Из всех мужчин, которые достигли 65 лет, каждый год в первые пять пенсионных лет умирают в среднем 4% (всего 18%, или 11% от всех мужчин), в следующие пять лет - более 5%. Это составляет разительный контраст с женщинами, из которых в первые пять пенсионных лет умирают в среднем 1%, в следующие пять лет - только 1,6%.
В результате имеет место огромная половая диспропорция в населении пенсионного возраста. На 1 января 2019 года в России было 22,2 млн женщин от 60 лет и только 7,8 млн мужчин от 65 лет - разница в 3 раза. То есть три четверти всех людей будущего пенсионного возраста, который окончательно установится в 2028 году, составляют женщины.
Хотя смертность мужчин в трудоспособном возрасте снижается, она до сих пор очень велика. Так, до 65 лет доживают только 61% мужчин. То есть 39% родившихся в прошлом году мальчиков при сохранении текущего уровня смертности во всех возрастах не доживут до нового пенсионного возраста (при старом пенсионном пороге было только 29%, т.е. от пенсии "отодвинуты" 10% мужчин). В ряде регионов этот процент еще выше. В связи с чем возникает резонный вопрос, куда уходят пенсионные отчисления почти половины мужчин, которые не доживают до своей пенсии. У женщин же процент дожития до 60 лет высок и составляет 89%.
Данные Росстата за 2018 год доказывают, что с точки зрения ОПЖ повышение пенсионного возраста было не обосновано, особенно для мужчин. Почти 40% мужчин не доживут до него, а 18% вышедших на пенсию мужчин умрут в первые пять лет.